Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ представлены равные условия для
получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права
детям, имеющим разные стартовые возможности. В учреждении функционирует 3
группы компенсирующей направленности, в которых получают образовательные услуги
дети с ОВЗ, а именно дети с тяжелыми нарушениями речи. В целях коррекции
дефектов звукопроизношения у детей проводятся индивидуальные занятия с
учителем-логопедом.
Коррекционно-развивающую
помощь обучающимся оказывают (2 учителя-логопеда,
педагог-психолог, музыкальный руководитель) совместно с воспитателями участвуют
в проектировании и организации образовательного процесса.
В целях комплексного всестороннего, динамического диагностико-коррекционного
сопровождения детей, у которых возникают трудности в процессе педагогического
воздействия в связи с особенностями в развитии, функционирует
психолого-педагогический консилиум (ППк).
Для воспитанников с ОВЗ (дети с тяжелыми нарушениями речи) реализуется
адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В дошкольном учреждении созданы
условия для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ с тяжелым нарушением
речи.Оснащены 3 группы компенсирующей
направленности илогопедический кабинет.
Логопедический кабинет |
Логопедический стол для двух детей с средней вставкой, Интерактивная доска
SmartBoard, Ноутбук для интерактивного комплекта SmartBoard, Проектор для
интерактивного комплекта SmartBoard, ЛОГО. Программно – индикаторный комплекс для предотвращения и коррекции
речевых нарушений и психоэмоционального состояния методом БОС; Методика «Логопедическое обследование детей». Программно-методический
комплекс " (Методика В.М. Акименко); Методика «Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет. (Методика В.М.
Акименко)»; «Сказки» набор для развития восприятия детей дошкольного возраста ; «Буквы. Цифры. Цвет» содержит программное обеспечение, предназначенное
для реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном
ПК, для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи
и реализации 15 (пятнадцати) тренировочных игр; • Веб-камеру. • Цветные шарики-перчатки. Тест Д. Векслера (WPPSI) для
исследования интеллекта детей дошкольного возраста 4-6,5 лет (адаптация М.Н.
Ильиной) |
Группа «Дружба» |
Логопедический стол с надстройкой, Интерактивная доска SmartBoard, Ноутбук для интерактивного комплекта SmartBoard, Проектор для интерактивного комплекта SmartBoard, «Знакомство с формой» набор методических материалов для развития и
коррекции восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Тимокко» содержит программное обеспечение, предназначенное для
реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК,
для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи и
реализации 5 (пяти) тренировочных игр. • Веб-камеру. • Цветные шарики-перчатки. |
Группа « Речевечки» |
Логопедический стол с открытым зеркалом, Интерактивная доска SmartBoard, Ноутбук для интерактивного комплекта SmartBoard, Проектор для интерактивного комплекта SmartBoard, «Сказки» набор для развития восприятия детей дошкольного возраста ; «Игры с Тимом» содержит программное обеспечение, предназначенное для
реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК,
для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи и
реализации 4 (четырех) тренировочных игр. • Веб-камеру. • Цветные шарики-перчатки. «Свойства предметов» Набор методических материалов для развития и
коррекции восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста. |
Группа « Антошка» |
Логопедический стол с открытым зеркалом, Интерактивная доска SmartBoard, Ноутбук для интерактивного комплекта SmartBoard, Проектор для интерактивного комплекта SmartBoard, «Тимокко» содержит программное обеспечение, предназначенное для
реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК,
для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи и
реализации 5 (пяти) тренировочных игр. • Веб-камеру. • Цветные шарики-перчатки. «Предметный мир в картинках» набор методических материалов для развития и
коррекции восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста, «Тактильное домино» набор методических материалов для развития и
коррекции восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Тактильное домино» |
|
|
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для
организации образовательной деятельности используется все пространство
учреждения: групповые ячейки, музыкальный зал, кабинет учителей
-логопедов, прогулочные площадки.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на части и включает в себя:
üКниги для воспитателя (методическая (в т. ч. по организации коррекционной работы) и справочная литература);
üРепродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
üХудожественные произведения, рекомендованные программой (ООП), сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;
üСправочная литература.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольном учреждении оборудован музыкальный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, занятия физической культурой, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы:
- физкультурное оборудование: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков. доски-балансиры;
- спортивный инвентарь: мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо- физиологическим особенностям детей, их возрасту.
В каждой группе есть центры физической культуры, в которых для организации двигательной деятельности имеются: мячи, кегли, обручи, мишени для метания, скакалки, дорожки «здоровья», и др.; спортивное оборудование; нетрадиционное оборудование; многофункциональное оборудование; оборудование для оздоровительной работы (массажные дорожки, пуговичные коврики, мячи для корригирующих упражнений) и пр.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В групповых комнатах создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с основными направлениями развития детей.
Групповые помещения оборудованы мебелью. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей предметно-пространственной среды соответствует возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (пособия и дидактические игры, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы);
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
-спортивное оборудование (мячи, обручи, кегли, кольцеброс и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания МБДОУ № 54 г. Калуги не предусматривают наличие
подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с
ОВЗ. Доступ к зданию Учреждения не оборудован пандусом, поручнями, имеется
кнопка вызова сотрудников ДОУ.
При необходимости инвалиду или лицу
с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет
предоставлено сопровождающее лицо.
Организация доступности объекта для инвалидов-форма обслуживания
Категория инвалидов (вид нарушения) | Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания) |
Все категории инвалидов и маломобильных групп населения | нет |
в том числе инвалиды: | |
доступно условно | |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата | доступно условно |
с нарушениями зрения | доступно условно |
с нарушениями слуха | доступно условно |
с умственными нарушениями | доступно условно |
Специальные условия питания
В Учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим.
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативамиСанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ созданы условия охраны здоровья для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья. В ДОУ имеется медицинский кабинет. Организуется
систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся
консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические
мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников.
Функционирует психолого-педагогический
консилиум ДОУ (далее по тексту – ППк). Целью ППк является обеспечение
диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями
декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в
соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического
здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с Территориальной
психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК). В сложных ситуациях
воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.
В детском саду используются
здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие
детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в
здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Учреждении имеется доступ к сети Интернет. Данный ресурс используется педагогами и специалистами дошкольного учреждения с целью информационного и методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, как поиск дополнительной информации для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, создания собственных интерактивных продуктов (игр, презентаций), для организации тесного сотрудничества с родителями воспитанников.
В учреждении имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (колонки и аудиосистема).
В ДОУ разработан и действует сайт учреждения. Официальный сайт имеет версию для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ нет электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечиваетсясамостоятельный доступвоспитанниками, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.Воспитанники являются «пользователями» материалов, подготовленных педагогами для организации образовательной деятельности.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В ДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийная установка(проектор, экран, ноутбук);
- интерактивные оборудование.