01.06.2021
Уважаемые родители,
предлагаем консультацию на тему:
Что делать летом тем,
кто посещал
логопедическую группу?
Речь важнейший элемент социальной адаптации. Она является основным средством общения взрослых и детей, помогает легко вступить в разговор с окружающими, понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере и в будущем может быть причиной неуспеваемости в школе. Взрослые должны помочь ребёнку овладеть родной речью, научить говорить правильно и внятно.
Чтобы лето не прошло даром, предлагаем Вам потренировать дыхание, речевой аппарат, слуховое внимание, общую, мелкую моторику.
I. ДЫХАНИЕ:
Дуть через соломинку мыльные пузыри.
Надувать воздушные шары, круги, игрушки, мячи…
Дуть на одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом.
Играть на духовых музыкальных инструментах: дудках, трубах, и т.д.
Дуть на детский флюгер, вертушку.
Дуть на кораблики, игрушки на воде.
II. РЕЧЕВАЯ (АРТИКУЛЯЦИОННАЯ) МОТОРИКА:
Жевать сырые овощи, фрукты (морковь, редис, репа, яблоки).
Жевать боковыми зубами.
Для укрепления мышц языка, губ:
- лизать эскимо.
Для снижения саливации (слюноотделения), проявления рвотного рефлекса:
- чистить зубы (десны язык)
- полоскать рот.
- сосать сухарики из хлеба, булки.
III.СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ:
«О чём говорит комната, улица» (щебет птиц, разговор прохожих, шорох листьев, сигнал машины).
«Где звенит колокольчик?» (за дверью, за шкафом). Вариант игры «Где стучит дятел?».
«Тихо-громко» (звучит бубен, колокольчик). Тихий звук – ребёнок идёт на носочках, громкий - марширует, очень громко – бежит. Вариант игры: тихо – опустить флажок, громко – поднять.
«Найди игрушку» Спрятать игрушку (куклу), если водящий приближается к цели – хлопать громко, если отдаляется – тихо.
«Жмурки с голосом». Найди по голосу. Звать водящего по имени или звукоподражанием (ку-ку). Вариант игры: «Поймай – узнай по голосу».
Полезны игры на развитие интонационной выразительность речи, развитие реакции на голос, на развитие темпа, ритма («Кто сказал мяу?», «Кто заблудился в лесу?», «Мелет мельница зерно», «Большие ноги – маленькие ножки») и т.д.
IV. ОБЩИЕ ДВИЖЕНИЯ, КООРДИНАЦИЯ:
Длительные прогулки на свежем воздухе.
Учим ездить на самокате, велосипеде.
Занимаемся ритмикой, аэробикой.
Учимся танцевать.
Занимаемся лечебной физкультурой.
Полезны занятия бегом.
Учим с ребёнком простые стихи и произносим их во время прогулки.
V. МЕЛКАЯ МОТОРИКА:
Учим самообслуживанию (застёгивать пуговицы, застёжки, шнурки).
Собираем ягоды, перебираем ягоды, крупы.
Выкладываем рисунки из природного материала (шишки, камушки), играем с глиной, мокрым песком и т.д.
Полезны игры с мячом – попадать в цель, ловить, бросать.
Игры с летающими тарелками, бадминтон и т.д.
Игры с мозаиками, конструкторами, в пазлы.
Раскрашивать раскраски (только карандашами!).
Вышивать крестиком.
Закручивать гайки.
Собирать бусы из бисера, другого материала нанизывая на нить, верёвочку.
Выкладывать с ребёнком узоры из гороха, фасоли, арбузных семечек, желудей, используя для основы картонку с тонким слоем пластилина.
Рисуйте пальчиками: Купите малышу краски для рисования.
!!!!!СОВЕТУЕМ:
Отложить изучение иностранных языков, обучение чтению до формирования чистой речи.
Ограничить просмотр «ужастиков», боевиков, компьютерные игры – берегите нервную систему детей.
Играйте с детьми в старые добрые игры («Жмурки», «У медведя во бору» и т.д.) Помогите своим детям научиться общаться,
сохранить радость, волшебство игры, которое можно ощутить только в детстве!
УДАЧИ ВАМ!
Подготовила учитель-логопед: Ерофеева О.Н.
07.06.2021
Обучение детей грамоте
В соответствии с программой воспитания и обучения детей, в нашем саду проводятся занятия по подготовке детей к обучению грамоте. Цель таких занятий – формирование слухового анализа речи.
Задачи, которые решаются в процессе подготовки детей к обучению грамоте:
- учить различать гласные и согласные звуки, упражнять в звуковом анализе слов;
- познакомить с соответствующими образами звуков – буквами (печатный шрифт);
- познакомить со слоговым составом слов;
- дать представление о предложении.
Звуковой анализ слов:
Чем отличаются звуки от букв?
Буквы мы видим и пишем, звуки мы слышим и произносим.
Гласные буквы первого ряда: А, У, О, Э, Ы.
Звуки- [А] [У] [О] [Э] [Ы] – произносятся протяжно, поются, можно их прокричать, обозначаются красным цветом.
Звуки, при произнесении которых присутствует преграда (губы, зубы, язык и т.д.) называются согласными. Пример: При произнесении звука М, преграда- губы. При произнесении звука Т- зубы и т.д.
Твердые согласные обозначаются синим цветом. Мягкие согласные обозначаются зеленым цветом. Слово обозначается схемой.
Пример: Слово СОБАКА.
Начало слова | середина слова | конец слова |
Звук С первый- находится в начале слова. Звук А последний- находится в конце слова. Остальные звуки – О, Б, А, К- в середине слова. В начале и конце слова может находится только один звук, а в середине много звуков.
Согласные звуки, которые могут обозначать и мягкость, и твёрдость: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х.
Пример: В слове ПИЛА первый звук [П], он мягкий, обозначается зелёным цветом и находится в начале слова.
В слове ПУХ первый звук [П], он твёрдый, обозначается синим цветом и находится в начале слова.
Парные согласные:
Б-П; В-Ф; Г-К; Д-Т; Ж-Ш; З-С.
Звонкие согласные:
Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р, Ц.
Глухие согласные:
П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ч, Щ.
Всегда твёрдые согласные звуки: [Ш], [Ж], [Ц] – синие.
Всегда мягкие согласные: звуки [Ч], [Щ], [Й] – зелёные.
Чтобы определить количество слогов в слове необходимо при произнесении слова подставить руку, ладонью вниз под подбородок. Считаем: сколько раз опустилась ладонь вниз при произнесении слова, столько слогов в слове.
Подготовили:
учителя-логопеды Ерофеева О. Н. , Вашурина Е. А.