07.06.2021
Виды
дефектов речи
Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях. Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.
В
современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки
зрения речи детей: говоруны и молчуны.
«Говоруны»
проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят
что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой
обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
«Молчуны»
склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут
начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно,
чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно
реагировать на вопросы малыша. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2-3
годам, нужно обратиться к специалисту.
Итак логопед
поставил вашему малышу диагноз.
Что же он обозначает.
Дислалия - это самое распространенное
нарушение.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и
согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Дизартрия - нарушение произношения,
вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с
центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии
страдает произношение всех групп звуков.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и
темпа речи.
Ринолалия - это нарушение тембра голоса,
вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Особенности: голос
приобретает «носовое звучание».
Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности
речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5
года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и
слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания:
·
речь окружающих
должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
·
нужно
ограничить контакты малыша с заикающимися;
·
не
допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;
·
избегайте
психических и физических травм (особенно головы);
·
не
перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;
·
не
опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
·
не
запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;
·
не
оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;
Алалия - это полное или частичное
отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или
поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем
во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Особенности:
моторная алалия - ребенок
понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия - ребенок не
понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо
ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые
расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики,
грамматики).
ОНР
характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким
словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой
связной речью.
Общее
недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой
патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные
проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
·
более
позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
·
речь
недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
·
ребёнок,
понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
·
речь детей с
ОНР является малопонятной;
Выделяют три
уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка
при ОНР:
1-ый уровень ОНР - полное отсутствие речи или
наличие лишь ее элементов.
Особенности:
·
словарь
детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;
·
при этом
одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);
·
часто
названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй»
(стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;
·
такие дети
не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
·
многие звуки
не произносятся;
·
сложные
слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);
2-й уровень ОНР
Особенности:
·
достаточно
большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
·
используемые
слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены;
например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
·
нарушено согласование
слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
·
в сложных
словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед»
(велосипед);
3-й уровень ОНР- характеризуется
развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии
различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых
единиц.
Особенности:
·
неправильное
употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка»
(лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
·
упрощение
сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
·
словарный
запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например,
ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
·
неправильное
образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных
прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных:
«лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу»
(пришивать пуговицу);
·
слоговая
структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов;
например: «милицанер» (милиционер);
·
звуки
произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
·
нарушен
звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в
слове, плохо подбирает картинки на заданный звук).
Точную
причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Но вы сами можете
предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
Возможные
причины:
·
негативные
факторы в период беременности и родов;
·
«педагогическая
запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к
себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но
в первую очередь об общении с ребенком в целом;
·
перинатальная
энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие
объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время
или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка,
однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
·
частые
болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
·
наследственные
факторы;
·
снижение
слуха;
·
анатомические
особенности челюстно-лицевого аппарата.
Подготовила учитель-логопед: Ерофеева О.Н.