Группа "Дружба"

07.06.2021

Виды дефектов речи

 

    Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.  Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.

В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.

«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту.

Итак логопед поставил вашему малышу диагноз.
Что же он обозначает.

Дислалия - это самое распространенное нарушение.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания:

·                    речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;

·                    нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;

·                    не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;

·                    избегайте психических и физических травм (особенно головы);

·                    не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;

·                    не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;

·                    не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;

·                    не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Особенности:
моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:

·                    более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);

·                    речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;

·                    ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;

·                    речь детей с ОНР является малопонятной;

Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при ОНР:

1-ый уровень ОНР - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:

·                    словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;Хочу такой сайт

·                    при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);

·                    часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;

·                    такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;

·                    многие звуки не произносятся;

·                    сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-й уровень ОНР
Особенности:

·                    достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;

·                    используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);

·                    нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);

·                    в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

3-й уровень ОНР-  характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:

·                    неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);

·                    упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);

·                    словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);

·                    неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);

·                    слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);

·                    звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;

·                    нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук).

 

Причины нарушений речи

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

Возможные причины:

·                    негативные факторы в период беременности и родов;

·                    «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

·                    перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;

·                    частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

·                    наследственные факторы;

·                    снижение слуха;

·                    анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата.

 







Подготовила учитель-логопед: Ерофеева О.Н.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».