Лексическая тема "Транспорт. Профессии на транспорте".

06.04.2020

Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.

Словарь: транспорт,  автомобиль, машина, троллейбус, трамвай, грузовик, поезд, электричка, автобус, такси, кабина, кузов, салон, сиденье, колесо, руль, мотор, пассажир, остановка, вокзал, грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый, городской, железнодорожный, наземный, ехать, объехать, заехать, подъехать, переехать, грузить, перевозить, разгружать, ремонтировать, тормозить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, выруливать, буксовать, входить, выходить,  далеко, близко, быстро, медленно.

 

1.         Артикуляционная гимнастика:

«Вкусное варенье», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

2.    Пальчиковая гимнастика.

Будем пальчики сгибать –

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт,

Трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают и разжимают пальчики.

 

Поочерёдно разжимают пальчики, начиная с мизинца. На каждое слово сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого

 

3.         Выучить наизусть стихотворение:

Шуршат по дорогам весёлые шины,

Спешат по дорогам машины, машины.

А в кузове – важные срочные грузы:

Цемент и железо, изюм и арбузы.

Работа шоферов трудна и сложна.

Но как она людям повсюду нужна!

 

4.    Отработка лексико-грамматических категорий:

 Упражнение «Кто управляет?»- обогащение словаря по теме.

Кто управляет машиной – …….шофер, водитель;       

Кто управляет  вертолетом – …….вертолётчик, пилот;

Кто управляет кораблем - ……….капитан, моряк;            

Кто управляет ракетой – ………..космонавт;

Кто управляет поездом – ……машинист;                       

Кто управляет самолетом – ……летчик, пилот.

 

Упражнение «Подбери признак» - обогащение словаря по теме.

Про что можно сказать:

железнодорожный …….– транспорт, перрон, вокзал, путь и т.д.

железнодорожная …….– касса, платформа, форма.

железнодорожное …….– полотно, расписание, движение.

 

Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения:

Поезд длинный, а автобус наоборот — ....

Самолет быстрый, а пароход — ....

Трамвай тяжелый, а велосипед — ....

Дидактическая игра «Сосчитай до пяти»- согласование существительного и прилагательного с числительными.

Одна белая машина, две белые машины, пять белых машин.

Один красный автобус…

Одно резиновое колесо…

Одна трамвайная остановка…

 

Упражнение «Продолжи предложение» - образование сравнительной степени прилагательных.

Самолёт летит высоко, а ракета…выше.Хочу такой сайт

Самолёт летит далеко, а ракета дальше.

Самолёт летит быстро, а ракета быстрее.

Самолёт мощный, а ракета мощнее.

Самолёт тяжёлый, а ракета тяжелее.

 

Упражнение «Из чего — какой»: Закончи предложения.
Дверца из металла (какая?) — металлическая.

Руль из пластмассы (какой?) — ....

Сиденье, обшитое кожей (какое?) — ....

Колесо из резины (какое?) — ...

 

Упражнение «Какой, какая, какое?» - образование относительных прилагательных.

Шина для автомобилей (какая?) – автомобильная.

Билет на автобус (какой?) - автобусный

Масло для машин (какое?) – машинное.

Остановка трамвая, автобуса, троллейбуса (какая?) – трамвайная и т.д.

!!Следить за правильным произношением окончаний прилагательных.

 

Упражнение «Четвёртый лишний»- развитие впф и слухового восприятия.

    САМОЛЁТ, МАШИНА, ПОЕЗД, МАШИНИСТ.

Пример ответа детей: Лишнее слово «машинист», потому что оно называет профессию, а остальные слова — названия транспорта.

ТРАМВАЙ, АВТОБУС, САМОЛЁТ, ТРОЛЛЕЙБУС.

ПАРОХОД, ЛОДКА, САМОЛЕТ, ПАРУСНИК.

АВТОМОБИЛЬ, ТРАМВАЙ, ТРОЛЛЕЙБУС, МЕТРО.

САМОЛЕТ, ВЕРТОЛЕТ, ВЕЛОСИПЕД, ВОЗДУШНЫЙ ШАР.

 

Упражнение «Собери предложение»- связь слов в предложении.

Машина, ехать, дорога, по.                               

Самолет, небо, летит, высоко, в.

Шоссе, автомобиль, мчится, по.                        

Едет, тропинка, по, велосипедист.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

 

 

 

 

Развитие связной речи.

Составить описательный рассказ про транспортное средство (по выбору), по плану:

Как называется это транспортное средство?

К какому виду транспорта относится (водный, наземный, воздушный)?

Из каких частей оно состоит?

Чем приводится в движение?

Для чего используется, что перевозит?

Кто им управляет?

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.07.2020

Дата обновления: 05.07.2020

Дата публикации: 06.04.2020

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».