Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №54 города Калуги Принято педагогическим советом МБДОУ №54 (протокол от 29 августа 2024г. № 1) Утверждено: Приказом МБДОУ №54 №73/01-48от_30 августа 2024г. Программа дополнительного образования «ТДТ: Театр-Детство-Творчество» Вид программы: Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) Направленность: художественная Возраст обучающихся: от 5 до 7 лет Срок реализации программы 1 год Количество обучающихся в группе: 10 чел. Автор: Турчанинова О.Ю., музыкальный руководитель Ягудина Л.Н., воспитатель г. Калуга, 2024г. Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог (воспитатель) старшей и подготовительной к школе группе. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Актуальность программы: Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ТНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи. Работая с детьми с ТНР необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой. И именно театрализовано-игровая деятельность позволяет сделать это непринужденно, внося в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах. Театрализованные занятия всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Настоящая программа описывает курс обучения театрализованной деятельностью детей среднего и старшего дошкольного возраста - (дети от 4 до 6 лет). Одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «учить играя», является театр и театрализованные игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, которая в ненавязчивой форме помогает развитию связной и грамматически правильной речи, является необходимым условием увлекательной деятельности, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности развитием воображения, фантазии. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Цель программы: Формирование творческого потенциала ребенка дошкольного возраста через театральную деятельность. Задачи программы: Создать условия для развития творческой активности детей; Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных; Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика); Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, пальчиковый, теневой, театр зверей и др.); Развить у детей интерес к театральной деятельности. Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие (Музыка)»: воспитанники учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. «Художественно-эстетическое развитие»: воспитанники знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей. «Социально-коммуникативное развитие»: у воспитанников развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. «Чтение художественной литературы»: воспитанники знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей). «Познавательное развитие», воспитанники знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений. «Социально-коммуникативное развитие (трудовое воспитание)»: воспитанники изготавливают атрибуты к играм-драматизациям, инсценировкам, театрализации. Физическое развитие, здоровье: проведение подвижных игр, пальчиковой гимнастики. артикуляционной гимнастики, динамических пауз. Направленность программы: Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении - какой-то познавательной проблемы, но 3 в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы. Продолжительность реализации программы – 1 год. Работа кружка «В гостях у сказки» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20 минут.. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками. Принципы и подходы к формированию программы: ▪ ▪ ▪ ▪ Доступность: учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала к возрасту. Систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных норм. Наглядность: ▪ учет особенностей мышления. Динамичность: ▪ интеграция программы в разные виды деятельности Дифференциация: ▪ учет возрастных особенностей; ▪ создание благоприятной среды для реализации театрализованной деятельности, ▪ организации театрализованных игр. Формы работы: Театрализованные игры. Рассказы воспитателя о театре. Организация спектаклей. Беседы-диалоги. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям. Чтение литературы. Формы организации театральной деятельности: ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Организация взрослым на занятии: игры импровизации; игры забавы; показ драматизации; показ настольного театра; показ театра игрушек; показ пальчикового театра. ▪ ▪ ▪ ▪ Инициатива детей: ряженье инсценировка стихов, сказок; проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок; пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игр и игр с игрушками. ▪ Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности книжка — игрушка; ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ книжка-раскладушка; книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке; настольный театр; пальчиковый театр; резиновые, пластмассовые игрушки; театр теней; бибабо. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ 5 - 6 ЛЕТ Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Ребѐнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребѐнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребѐнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребѐнка в игре. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещѐ по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримѐрная). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребѐнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребѐнка. Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребѐнка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20— 25 мин вместе со взрослым. Ребѐнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаѐтся взрослым. Объѐм памяти изменяется не существенно, улучшается еѐ устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приѐмы и средства. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребѐнку решать более сложные задачи с использованием обобщѐнных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщѐнных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребѐнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя еѐ. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребѐнок чѐтко начинает различать действительное и вымышленное. На шестом году жизни ребѐнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения ребѐнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объѐм информации, ему доступно чтение с продолжением. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5— 6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребѐнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребѐнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалѐнные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей. В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведѐт за собой изображение). Взаимодействие с родителями: Большинству родителей небезразличны успехи их детей. Они стремятся быть в курсе продвижения ребенка в проявлении творческих способностей, и способны оказать поддержку ему и педагогу. Ребенок открывает для себя мир нового, который не ограничивается материалом, предлагаемым на занятиях. Поэтому родители могут обеспечить более широкое знакомство с культурой, литературой, обычаями и традициями. Педагог может предложить родителям советы следующего содержания: ▪ интересоваться тем, что нового узнал ребенок на занятии - это необходимо для поддержания интереса к театральному искусству; ▪ помогать детям готовиться к занятиям: подбирать картинки, игрушки, наклеивать фотографии, рисовать на заданную тему; ▪ обращать внимание на особенности усвоения ребенком нового материала; ▪ обращать внимание на особенности памяти и мышления ребенка; ▪ контролировать и помогать при выполнении домашних заданий; ▪ слушать фонозаписи песен, стихов, рифмовок вместе с ребенком; ▪ в случае вынужденных пропусков занятий, обращаться к педагогу и пытаться помочь ребенку наверстать упущенное; ▪ принимать посильное участие в подготовке театрализованных мероприятий, например, в изготовлении костюмов для спектаклей; ▪ приходить на утренники и праздники в качестве зрителей и участников; ▪ анкетирование. Взаимодействие с родителями и специалистами: Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов. Ожидаемый результат: Ребенок овладевает умениями и навыками Восприятие театрального представления: ▪ узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрывания драматизации знакомых сказок; ▪ сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей; ▪ учиться говорить правильно, четко, выразительно; В игровой деятельности: ▪ выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев; ▪ повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра; ▪ выражать чувства мимикой, движениями, интонацией; ▪ разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок. В сценической деятельности: ▪ инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов. В процессе обучения ребенок узнает и усваивает: ▪ о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях; ▪ про виды театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый и т.д.). Календарно-тематическое планирование Октябрь Диагностика Диагностика Ноябрь Знакомство с пальчиковым театром. Программное содержание: Освоение навыков владения Этим видом театральной «Поиграем с пальчиками». Программное содержание: Разыгрывание детьми знакомых сказок с помощью пальчикового театра. «Поиграем с - Что такое театр? - Виды театров. - С чего начинается театр. Программное содержание: Беседа, просмотр картинок и видео - роликов. Закрепление понятия театр, видами театров, воспитание эмоциональноположительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса «Театральные профессии». Программное содержание: Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Закрепить знания детей о профессиях: актер, режиссер, художник, композитор. Рассказывание сказки (Пальчиковый театр) «Репка» вместе с детьми» Программное содержание: Вспомнить с детьми персонажей сказки и Чтение р.н.с. «Колобок» (Пальчиковый театр) Программное содержание: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное деятельности. Самостоятельная игровая деятельность. Декабрь Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Программное содержание: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Инсценировка сказки «Репка», «Три поросѐнка», Самостоятельная деятельность. Январь Знакомить с куклами би-ба-бо. Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Программное содержание: Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. Инсценировка сказки «Волк и пальчиками». Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие чувства ритма и координации движений; отрабатывать умение детей разыгрывать сказки с помощью пальчикового театра. их действия; развивать интерес к игре; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки. мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Показ настольного театра «Репка» Программное содержание: Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений; развивать мелкую моторику пальцев; развивать интонационную выразительность речи; Показ настольного театра «Заюшкина избушка». Программное содержание: совместное рассказывание сказки «Заюшкина избушка», д/игра «Кто лишний?», настольно-печатная игра «Разрезные картинки». отгадывание загадок, ряженье в костюмы, имитационное упражнение под музыку, дидактическая игра «Отгадай по описанию героя сказки». отгадывание загадок «Заюшкина избушка», геометрическая мозаика «домик». Загадки о сказках и сказочных героях. Программное содержание: Уточнять представления детей о загадках, закреплять знания о характерных признаках сказочных героев; воспитывать любовь, уважение к сказкам и сказочным персонажам, воспитывать усидчивость. Освоение детьми навыков управления куклами – би-ба-бо. Программное содержание: учить детей управлять куклами – би-ба-бо; воспитывать любовь к театральной деятельности. Игры на развитие речевого дыхания, силы голоса «Ветер», «Сосчитай игрушки» Инсценировка р.н.с. «Курочка ряба» (куклы – би-ба-бо;). Программное содержание: учить детей управлять куклами – би-ба-бо; воспитывать любовь к театральной деятельности. Веселое путешествие в сказку. Чтение р.н.с. «Три медведя». Программное содержание: Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность. лиса» Февраль Знакомство с теневым театром. Программное содержание: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. Инсценировка сказок «Заюшкина избушка». Март Знакомство с театром масок. Программное содержание: Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности. Инсценировки сказок «Волк и семеро козлят» «Курочка Ряба». Игры и упражнения на развитие мелкой моторики и чувства ритма Показ взрослыми р. н. с. «Заюшкина избушка» (теневой театр). Программное содержание: создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки. Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка). Программное содержание: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности (мягкая игрушка); навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать моторику рук в сочетании с речью. Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?» Программное содержание: развивать память, воображение детей. Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием театра-масок Программное содержание: Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра. Продолжать учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки. Побуждать детей принимать участие в рассказывании сказки, договариванием отдельных слов, фраз. Способствовать интонационной выразительности речи. Развивать внимание, память, Драматизация сказки «Теремок». Программное содержание: Развивать у детей выразительность жестов, мимики. Инсценировка р. н. сказки: «Волк и семеро козлят». Программное содержание: Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений. умение сопереживать героям сказки. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушать. Апрель Демонстрация театра на фланели. Программное содержание: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. Сочиняем сказку сами. Май Весѐлая пантомима. «Немой диалог», «Загадки без слов». Программное содержание: Развивать пантомимические навыки и творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; Рассказывание сказки «Теремок» с показом на фланелеграфе. Программное содержание: устанавливать межличностные контакты; создание в группе благоприятного микроклимата; отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую форму речи; пробуждать интерес детей к театрализации; развивать умение имитировать голоса и характерные движения животных; воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия. Показ взрослыми р. н. с. «Репка» (театр на фланелеграфе). Программное содержание: создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки. Показ театра на фланелеграфе : сказка «Три поросенка». Программное содержание: Побуждать к импровизации; создать эмоционально положительный настрой на сказку; развивать отзывчивость, слуховые представления Расскажи стихи руками А.Батро. Программное содержание: Побуждать детей к импровизации. Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений В. Сутеев «Кто сказал «Мяу». Программное содержание: мимическая гимнастика, рассказывание «Кто сказал «Мяу», имитация движений героев. Подвижная игра «Воробей и кот», д/и «Закончи фразу», рассказывание «Кто сказал «Мяу» вместе с детьми. «Курочка Ряба» рассказывание народной сказки. Программное содержание: прослушивание в аудио записи, беседа по содержанию сказки, подвижная игра «Пряткицыплятки» мимическая гимнастика, пересказ сказки с использованием игрушек, подвижная игра: «Курочка и цыплята», развивать фантазию и мимикой, воображение жестами. дидактическая игра «Найди тень», изобразительная деятельность: «Зернышки для Курочки Рябы». подвижная игра: «Курочка и цыплята», драматизация по сказке «Курочка Рябa», дидактическая игра «Сколько яиц», изобразительная деятельность «Курочка Ряба». Анкета для родителей Ф.И. ребенка Уважаемые родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет». Утверждения 1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею....................................................................................... 2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…………… 3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения..................................................................... ……………… 4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение......................... 5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы............................................................................................. 6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении…………….. 7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»................................................................................................. ……. ……… 8. Ребенок может организовать игру с другими детьми.................................. ….. 9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому................................... 10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики............................................................... 11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игрыдраматизации................................................................................................................ 12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или непонравившихся персонажах.................................................................................... 13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям............................................................................................................. 14. Ребенок обладает лидерскими качествами.......................................................... 15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои 14.впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью................................................................................................. 16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации........................................................................... 17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам...................................…. 18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты............................................................. 19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца).................................................................................................... 20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественно деятельности........................................................................................................... Оценка результатов. Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель): • позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 16, 18; • позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20; • позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19; • позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17. В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность. Список используемой литературы. Алянский Ю.Л. Азбука театра.-М., 1986г. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003г. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Посашкова И.П. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет. Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. М., Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990г. Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию o связной речи дошкольников ТЦ «Сфера» 2006г. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989г. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных игр. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г. «1000 русских скороговорок для развития речи» А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002 Методические рекомендации.М.:2009г. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200 А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г. Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.