МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 54 ГОРОДА КАЛУГИ (МБДОУ №54 г. Калуги) …………………………………………… Утверждено: Приказом МБДОУ №54 № 73 /01-48 от_30 августа 2024г. Принято педагогическим советом МБДОУ №54 (протокол от 29 августа 2024г. № 1) Программа дополнительного образования «Букваренок» Вид программы: Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая) Направленность: социально-гуманитарная Возраст обучающихся: от 4 до 7 лет Срок реализации программы 1 год Количество обучающихся в группе: до 10 чел. Автор: Хрусталева Е.П., воспитатель г. Калуга, 2024г. 1 № п/п 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 2. 2.1 2.2 2.3 3. Содержание Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Цель и задачи ДОП Содержание ДОП Планируемые результаты освоения ДОП Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации ДОП Формы педагогической диагностики Методические материалы Список литературы стр. 3 5 6 20 21 22 23 24 2 Раздел 1 1.1. Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с нормативно-правовой базой: • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «Об изменении федерального закона «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся»; • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 28.06.2021 г. № 219-ФЗ); • Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования для обучающихся в соответствии с нозологическими группами https://fgosreestr.ru/; • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение 678р от 31.03.2022 г.); • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» (ред. от 30.09.2020 г. № 533); • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «О стратегии развития воспитания до 2025 года»; • Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Устав МБДОУ №54г.Калуги. Направленность (профиль) программы - Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по образовательной области «Речевое развитие» «Букваренок» направлена на овладение навыками связной речи и осознанного чтения. Актуальность программы - Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, освоения навыков первоначального чтения, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка. (своевременность, необходимость, соответствие 3 потребностям времени). Традиционно обоснование актуальности программы проводится на основе анализа социально- экономической ситуации и вызовов системе образования и социализации человека с выделением существующих проблем и обоснованием вклада реализации предлагаемой программы дополнительного образования детей в их решение. Отличительные особенности программы - том, что построена на основе принципов комплексности, преемственности и вариативности практических занятий, характеризующихся разнообразием игр, упражнений, направленных на решение определѐнных педагогических задач Адресат программы Программа ориентирована на удовлетворение запросов родителей (законных представителей) и потребностей детей. Программа по образовательной области «Речевое развитие» «Букваренок» «предназначена для детей 4-7 лет направлена: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению и ведет работу по совершенствованию устной речи. Достижение уровня готовности к освоению дополнительной общеразвивающей программы предполагает: - умение детей работать с полным составом звуков и букв русского языка; - обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – начальным навыкам чтения; - умение детей понимать различия и особенности звуков и букв; - развитые мыслительные процессы, способность слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание; - развитая мелкая моторика (руки, подготовленные к написанию букв). Объем и срок освоения программы Срок освоения программы – 3 года. На полное освоение программы требуется 96 часов Формы и режим занятий: Форма обучения - очная - групповая (занятия проводятся в одновозрастных группах). Режим занятий: на 1-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю, время занятий включает 15 мин. на 2-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю, время занятий включает 20 мин. на 3-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю, время занятий включает 30 мин. Особенности организации образовательного процесса Режим оказания дополнительных платных образовательных услуг Организация образовательного процесса регламентируется Учебным планом и Графиком проведения занятий в порядке оказания дополнительных платных образовательных услуг в 2022/2023 учебном году, утвержденных приказом по ДОУ от 01.09.2022г № 95/01-48, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Режим оказания дополнительных платных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Проведение в Детском саду дополнительных занятий за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, не допускается. Набор детей – свободный. Программа предусматривает групповые формы работы с детьми 4 1.2 Цель и задачи программы: Цель программы: Привитие любви к русскому языку, овладение навыками связной речи и осознанного чтения Задачи программы: 1. Развитие сенсорики, крупной и мелкой моторики, фонематического слуха. 2. Пополнение активного и пассивного словарного запаса и умение использовать его в речи, развитие грамматического строя речи, получение навыков словообразования и словоизменения; постановка правильного звукопроизношения. 3. Обучение чтению: запоминание графического облика букв, соотнесение звуков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и двусложных слов. Развитие навыка осознанного правильного чтения. 4. Пробуждение интереса к книге, самостоятельному чтению. 5. Развитие культуры речи. Воспитание любви и уважения к русскому языку. 5 1. 3Содержание программы Занятие 2. «Песенка (закрепление) Занятие 3. «Песенка Ули» Январь Февраль Март Апрель Май Количество занятий в месяц 4 3 Количество занятий Занятие 1. «Песенка Ани» 1 Декабрь Ноябрь Октябрь Учебно-методический план на первый год обучения детей 4-5 лет Тема 5 3 4 5 4 4 Ани» 1 1 Занятие 4 «Песенка Ули» 1 (закрепление) Занятие 5. Дифференциация звуков [А] – [У]. Занятие 6. «Песенка Инны» Занятие 7. Дифференциация звуков [А] – [И]. Занятие 8. «Песенка Оли» 1 1 1 1 Занятие 9. Закрепление звука [О] 1 Занятие 10. Дифференциация звуков [О] – [У] Занятие 11. Закрепление звуков [А], [У], [И], [О] Занятие 12. Знакомство со звуком [П] Занятие 13. Закрепление звука [П] 1 Занятие 14. Знакомство со звуком [Т] Занятие 15. Закрепление звука [Т]. 1 1 1 1 1 Занятие 16. Знакомство со звуком [М]. Занятие 17. Звуки [М] – [П] 1 Занятие 18. Звуки [М] – [Т] 1 Занятие 19. Звуки [П] – [Т]. 1 1 Занятие 20. Знакомство со звуком [Н] Занятие 21. Звуки [Н] – [П] 1 Занятие 22. Звуки [Н] – [Т] 1 Занятие 23. Знакомство с песенкой Эли Занятие 24 .Дифференциация звуков [Э] – [О] 1 1 1 6 Занятие 25. Звуки [Э] – [И] 1 Занятие 26. Повторение гласных звуков: [А], [У], [И], [О], [Э] Занятие 27. Повторение согласных звуков: [П], [Т], [М], [Н] Занятие 28.Знакомство детей с термином «слово». Занятие 29. Знакомство детей со звучащим словом. Развитие произвольных движений пальцев рук. Занятие 30. Расширение представлений о значении слов. Сравнение слов по звучанию. Развитие умения подбирать словадрузья к заданному слову. Развитие произвольных движений пальцев рук. Повторение 1 1 1 1 1 2 Итого: 32 занятия Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Кол-во занятий в месяц 4 Количество занятий «Звуки и буквы» 1 Звук [А]. 1 Звук [У]. 1 Звук [О]. 1 Звук [И]. Гласные звуки Звук [Н], [Н`]. Звуки [М], [М`]. Звуки [П], [П`]. Звуки [Т], [Т`]. Звуки [К], [К`]. Звуки [Г], [Г`]. Звуки [К]-[Т]-[Г]. Звуки [Х], [Х`]. Звук [Ы]. Звуки [В], [В`]. Звуки [Ф], [Ф`]. Звуки [Д], [Д`]. Звуки [С], [С`]. Ноябрь Тема Октябрь Учебно-методический план на второй год обучения детей 5-6 лет по программе раздела «В мире звуков и букв». 3 5 3 4 5 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 Звуки Ф, Ф. Буква Ф. Звуки С, С Буква С. Звук и буква Й. Звуки З, З. 1 1 1 1 4 Январь Февраль Март Апрель Май программе раздела Декабрь Количество занятий в месяц 4 Количество занятий Звуки и буквы А, У 1 Звуки и буквы О, И. 1 Гласные звуки 1 Звуки М, М'. 1 Буква М. Звуки Н, Н'. Буква Н. Звуки Х, Х’. Буква Х. Звуки К, К’. Буква К. Звуки Т, Т’. Буква Т. Звуки П, П. Буква П. Звуки В, В. Буква В. Звуки Г, Г. Буква Г. Звуки Б, Б. Буква Б. Звуки Д, Д. Буква Д. Буква Е. 1 1 1 1 1 Ноябрь Тема Октябрь Звуки [З], [З`]. Звуки [Б], [Б`]. Звук [Э]. Звуки [Л], [Л`]. Звук [Ч]. Звук [Щ]. Звуки [Р], [Р`]. Звук [Ш]. Звук [Ж]. Повторение. Итого: 32 занятия. Учебно-методический план третий год обучения детей 6-7 лет по «Учимся читать». 3 5 3 4 5 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Буква З. Звуки Л, Л. Буква Л Звуки Ш, Ж. «Ш-С», «Ж-Ш». Звуки Р,Р. Буква Р Буква Ё Звук Ц. Буква Ц. «Й-И» Буква Я. Звук Ч. Буква Ч. Звук Э. Буква Э. Звук Щ. Буква Щ. Буква Ю. Буквы Ь, Ъ. Повторение Итого: 32 занятия. • • • • 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Начинать обучение чтению необходимо с формирования правильной артикуляции звуков; развития слухового и зрительного внимания и памяти; развития умения правильно слышать и различать звуки родного языка. Ребенок, умеющий дифференцировать звуки, правильно соотносит их, легче овладевает навыком звукового анализа и синтеза и без особых трудностей обучается грамоте. Ведущий вид деятельности дошкольника – это игра. Поэтому весь материал представлен в игровой форме. В средней группе дети научатся: непросто слышать звуки, но и различать их; определять наличие звука в слове; называть первый и последний звук; познакомятся со зрительным образом звука – буквой. Тематический план первого этапа обучения Тема Цель Кол-во занятий «Песенка Ани» 1 развитие умения правильно открывать рот. развитие слухового внимания на материале неречевых звуков. «Песенка Ани» 1 развитие умения вытягивать губы вперѐд (тренировка (закрепление) губных мышц). развитие мимических мышц (мышц щѐк): развитие речевого дыхания. «Песенка Ули» 1 учить произносить звук [У] на одном выдохе. учить определять длительность звука: короткий или протяжный звук. Учить правильному речевому дыханию. «Песенка Ули» 1 учить определять длительность звука – короткий или (закрепление) протяжный звук. .Дифференциация 1 учить детей правильному речевому дыханию. звуков [А] – [У]. учить выделять заданный звук «Песенка Инны» 1 учить детей правильному речевому дыханию. учить детей модулировать голос (говорить тихо и громко). 9 Дифференциация звуков [А] – [И]. «Песенка Оли» 1 1 Закрепление звука [О] 1 Дифференциация 1 звуков [О] – [У] Закрепление звуков 1 [А], [У], [И], [О] Знакомство со звуком 1 [П] Закрепление звука [П] 1 Знакомство со звуком 1 [Т] Закрепление звука [Т]. Знакомство со звуком [М]. Звуки [М] – [П] Звуки [М] – [Т] 1 Звуки [П] – [Т]. 1 Учить правильному речевому дыханию, произносить на одном выдохе 3-4 слога учить детей правильно интонировать звук [О] по высоте и силе голоса. вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживая его широким. учить повышать и понижать тональность голоса. развитие речевого дыхания. учить различать и произносить звуки разные по высоте и силе звучания. учить определять и произносить звуки разные по длительности. развивать слуховое внимание. развивать речевое дыхание. учить выделять заданный звук. развитие слухового внимания. учить выделять последний согласный звук и соотносить его с символом – синим кругом. развить слуховое внимание и умение выполнять двухступенчатую инструкцию. учить выделять заданный звук. учить выделять заданный звук. 1 1 развитие темпо-ритмической стороны речи,учить узнавать звук [М]. развитие фонематического восприятия. развитие ясной шѐпотной речи. развитие фонематического восприятия. развивать интонационную выразительность речи. развитие фонематического восприятия. развитие фонематического восприятия. учить выделять последний согласный звук и соотносить его с символом – синим кругом. развитие речевого дыхания. развитие фонематического восприятия. развитие речевого дыхания. развитие ясной шѐпотной речи. развитие плавного речевого выдоха. развитие тембровой окраски голоса. развитие силы голоса. развитие фонематического восприятия. развитие речевого дыхания. развитие слухового внимания. развивать слуховое внимание. 1 развивать слуховое внимание. 1 Знакомство детей с термином «слово». Расширение представлений о многообразии слов. Развитие произвольных движений пальцев рук. Знакомство детей со звучащим словом. Развитие произвольных движений пальцев рук. 1 1 1 Знакомство со звуком 1 [Н] Звуки [Н] – [П] 1 Звуки [Н] – [Т] 1 Знакомство с песенкой Эли. Дифференциация звуков [Э] – [О] Звуки [Э] – [И] Повторение гласных звуков: [А], [У], [И], [О], [Э] Повторение согласных звуков: [П], [Т], [М], [Н] Знакомство детей с термином «слово». 1 1 Знакомство детей со 1 звучащим словом. 10 Развитие произвольных движений пальцев рук. Расширение 1 представлений о значении слов. Сравнение слов по звучанию. Развитие умения подбирать слова-друзья к заданному слову. Развитие произвольных движений пальцев рук. Повторение 2 Расширение представлений о значении слов. Сравнение слов по звучанию. Развитие умения подбирать словадрузья к заданному слову. Развитие произвольных движений пальцев рук. Второй этап обучения «В мире звуков и букв» для детей 5-6 лет. Этот этап можно назвать «подготовкой» к обучению чтению. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Восприятие более совершенно, осмысленно, целенаправленно, анализирующее. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Наступает благоприятный возраст для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, от которых зависит успех в обучении чтению. В первый год обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. В этот период так же необходимо научить ребенка: различать на слух слова в предложении; делить слова на слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в слове. План работы первого этапа программы «В мире звуков и букв» осуществляется в следующих направлениях: 1. Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания. 2. Развитие мелкой моторики руки. 3. Развитие речи: пополнение словарного запаса, работа над грамматической структурой речи. 4. Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата. 5. Знакомство с буквами и соотнесение их со звуками русского языка Тема «Звуки буквы» Звук [А]. и Тематический план второго этапа обучения Кол-во Цель занятий и 1 - познакомить детей с понятием «звук», «буква»; – дать понятие об артикуляционном аппарате; - развивать интерес и внимание к слову; - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. буква 1 - познакомить детей со звуком [А]. (артикуляция звука); - учить находить этот звук в словах; - познакомить детей с буквой А; - развивать умение определять 1-й звук в слове; 11 Звук [У]. 1 Звук [О]. 1 Звук [И]. 1 Гласные звуки 1 Звук [Н], [Н`]. 1 Звуки [М`]. [М], 1 Звуки [П], [П`]. 1 Звуки [Т], [Т`]. 1 Звуки [К], [К`]. 1 - развивать способность называть слова с заданным звуком; -развивать фонематический слух. - закрепить знания детей о звуке [А]. - познакомить детей со звуком [У]. уточнить произношение звука в изолированном виде и в словах. - учить делить слова на слоги. - формировать умение отвечать на вопросы. - познакомить детей со звуком [О]. - уточнить произношение звука в словах и в изолированном виде. - учить придумывать рифмы слов. -развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы других детей. - познакомить детей со звуком [И]. - уточнить произношение звука в словах и в изолированном виде. - учить придумывать рифмы слов. -развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы других детей. - закрепить с детьми понятие «гласные звуки»; - развивать интерес и внимание к слову; - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. - познакомить детей со звуками [Н],[Н`]. - продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости. - закреплять умения детей определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. - познакомить детей со звуками [М],[М`]; - познакомить детей с твердыми и мягкими согласными звуками; - учить интонационному выделению звука в слове; - учить называть 1-й звук в слове; - воспитывать умение выслушивать ответы товарищей. - познакомить детей со звуками [П], [П`]; - продолжать учить интонационному выделению звуков в словах; - продолжать учить дифференцировать согласные звуки по мягкости и твердости; - продолжать учить определять 1-й звук в слове; - развивать интерес и внимание к слову. - познакомить детей со звуками [Т], [Т`]; - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости; - учить определять 1-й звук в слове; - развивать умение называть слова со звуками [Т], [Т`]; - развивать фонематический слух и речевое внимание. - познакомить детей со звуками [К], [К`]; - продолжать учить определять 1-й звук в слове; - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные 12 Звуки [Г], [Г`]. 1 Звуки [К]-[Т][К]. 1 Звуки [Х], [Х`]. 1 Звук [Ы]. 1 Звуки [В], [В`]. 1 Звуки [Ф], [Ф`]. 1 Звуки [Д], [Д`]. 1 Звуки [С], [С`]. 1 звуки; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. - познакомить детей со звуками [Г], [Г`]; - продолжать определять 1-й звук в слове; - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные; - развивать фонематический слух; - воспитывать умение выслушивать ответы друг друга. - закрепление произношения и различения звуков [К][Т]- [П]; -формировать умение осуществлять звуковой анализ обратных слогов, преобразовывать их и составлять схемы к ним; - воспитывать стремление участвовать в работе на занятии. - познакомить детей со звуками [Х], [Х`]; - учить определять 1-й звук в слове; закрепить умение дифференцировать звуки; - развивать умение называть слова с заданным звуком; - развивать фонематический слух и речевое внимание; - воспитывать умение выслушивать ответы товарищей. - закрепить знания детей о гласных звуках; - познакомить детей со звуком [Ы]; - учить определять наличие звука в слове; - продолжать учить делить слова на слоги; - развивать фонематическое восприятие; - воспитывать интерес и внимание к слову. - познакомить детей со звуками [В], [В`]. - продолжать учить интонационному выделению звуков [В], [В`]. в словах; учить определять 1 звук; - закрепить умение делить слова на слоги; - воспитывать желание заниматься и узнавать новое. - познакомить детей со звуками [Ф], [Ф`]; - продолжать учить определять 1-й звук в слове; - учить дифференциации звуков по твердости и мягкости; - учить называть слова на заданный звук; - развивать фонематический слух и речевое внимание. - познакомить детей со звуками [Д], [Д`]; - учить интонационному выделению звука в слове; - закрепить дифференциации звуков [Д], [Д`]; - закрепить умение определять 1-й звук в слове; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. - познакомить детей со звуками [С], [С`]. - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в слове - развивать фонематический слух. - воспитывать стремление участвовать в работе на занятии 13 Звуки [З], [З`]. 1 Звуки [Б], [Б`]. 1 Звук [Э]. 1 Звуки [Л], [Л`]. 1 Звук [Ч]. 1 Звук [Щ]. 1 Звуки [Р], [Р`]. 1 Звук [Ш]. 1 Звук [Ж]. 1 Повторение.. 4 - познакомить детей со звуками [З], [З`]; - учить интонационному выделению звука в слове; - продолжать учить делить слова на слоги; - развивать умение определять 1-й звук в слове; развивать интерес и внимание к слову; - воспитывать положительную самооценку у детей. - познакомить детей со звуками [Б], [Б`]; - учить дифференцировать звуки на твердые и мягкие; - закреплять умение определять 1-й звук в словах; - развивать интерес и внимание к слову. - продолжать учить делить слова на слоги. познакомить детей со звуком «Э». - учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - воспитывать умение выслушивать ответы других. - познакомить детей со звуками [Л], [Л`]; - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости; - учить отличать согласные звуки от гласных; - закрепить умение определять 1-й звук в слове; - познакомить детей с многозначностью слов; - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. - познакомить детей со звуком [Ч]; - дать знания о том, что звук [Ч] бывает только мягким; - учить определять 1-й звук в слове; - развивать фонематическое восприятие. познакомить детей со звуком [Щ]; - дать знания о том, что звук [Щ] бывает только мягким. - продолжать учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить сравнивать слова по звучанию. - познакомить детей со звуками [Р], [Р`]; - продолжать учить определять 1-й звук в слове; - закрепить умение интонационно выделять звук в словах; -дифференцировать звуки по твердости и мягкости; - развивать интерес и внимание к слову. - познакомить детей со звуком [Ш]; - учить интонационно выделять звук в словах; - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык ; - развивать речевое внимание и фонематический слух. - познакомить детей со звуком [Ж]; - учить интонационно выделять звук [Ж] в словах; – учить называть слова с этим звуком; - продолжать учить подбирать рифмы к словам; – развивать речевое внимание и фонематический слух; - воспитывать дружеские взаимоотношения. - определение начального гласного под ударением и согласного звуков в слове; - нахождение заданных звуков в слове. 14 Третий этап обучения «Учимся читать» для детей На седьмом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности нагляднообразного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. На седьмом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи антонимы – противоположные по смыслу слова (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать) и синонимы – слова, близкие по смыслу (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный). Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы. В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. План работы третьего этапа «Учимся читать» осуществляется в следующих направлениях: 1. Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой. 2. Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений. 3. Работа над грамматической структурой речи и развитие связной речи. 4. Знакомство с начальными грамматическими категориями. 5. Работа над техникой чтения. Чтение предложений и легких для понимания текстов. 6. Развитие культуры речи. Постановка ударения и выразительности речи. Словоизменение и словообразование. 7. Развитие связной речи: монолог, диалог, описание по картине, пересказ текста и т д. 15 8. Подготовка руки к письму. Тематический план третьего этапа обучения Тема Цель Кол-во занятий Звуки [А], [У], 2 - уточнить знания детей о звуках [А], [У], [О], [И], [Ы] [О], [И], [Ы] и (артикуляция звука); - учить буквы А, У, О, И, находить этот звуки в словах; Ы. - закрепить умения придумывать слова на данные звуки; - закрепить умение определять 1-й звук в слове; - развивать способность называть слова с заданным звуком; закрепить умение детей делить слова на слоги. - продолжать учить определять кол-во повторяющихся звуков в слове. - развивать фонематический слух и речевое внимание. Звуки [М], [М’]. 1 - закрепить знания детей о звуках [М], [М’]; Буква М. – развивать умение отличать гласные звуки от согласных; - развивать умение составлять прямые и обратные слоги; - формировать умение определять позицию звука в слове. Звуки [Н], [Н’]. 1 - закрепить знания детей о звуках [Н], [Н’]; Буква Н. – развивать умение отличать гласные звуки от согласных; - развивать умение составлять прямые и обратные слоги; - формировать умение определять позицию звука в слове. Звуки [Х], [Х’]. 1 - закрепить умение детей дифференцировать мягкие и Буква Х. твердые согласные звуки; - уточнить знания детей о звуке [Х], [Х’]. - продолжать учить определять позиция звука в слове; - закрепить умение делить слова на слоги; - развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать положительную самооценку. Звуки [К], [К’]. 1 - закрепить знания детей о звуке [К], [К’]; Буква К. - формировать умение определять позицию звука в слове; - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений; - развивать интерес и внимание к слову; - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии; познакомить детей с буквой К; - продолжать учить определять позицию звука в слове; - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; – формировать умение разгадывать ребусы; - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу. Звуки [Т], [Т’]. 1 - закрепить знания детей о звуке [Т], [Т’]. Буква Т. - формировать умение называть слова с этими звуками. развивать звуковую культуру речи. - воспитывать умение внимательно слушать. 16 Звуки [П], [П’]. Буква П. 1 Звуки [В], [В’]. Буква В. 1 Звуки [Г], [Г’]. Буква Г. 1 Звуки [Б], [Б’]. Буква Б. 1 Звуки [Д], [Д’]. Буква Д. 1 Буква Е. 1 Звуки [Ф], [Ф’]. 1 Буква Ф. - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - продолжать учить дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. развивать интерес и внимание к слову - закрепить умение отличать звуки от букв; - закрепить знания детей о звуках [П], [П’]; - формировать умение определять 1-й звук в слове; -формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки; - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; - развивать фонематический слух и речевое внимание; - воспитывать положительную самооценку детей. - познакомить со звуками [В], [В`] буквой В. - продолжать учить соотносить буквы и звуки. - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. - воспитывать сдержанность и внимание. - закрепить знания детей о звуках [Г] и [Г’]. - продолжать определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. - развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы друг друга. - закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями; - уточнить знания детей о звуках [Б] и [Б’]; - познакомить с буквой Б; - продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости; - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими; - развивать умение оперировать понятиями: звук, слог, слово, предложение; - воспитывать умения положительно оценивать ответы товарищей. - закрепить знания детей о звуках[Д], [Д`]; - познакомить детей с буквой Д; - закрепить умение детей выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; - формировать умения образовывать новые слова с помощью перестановки звуков и слогов. - развивать речевое внимание и фонематический слух; - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. закрепить знания детей о букве Е. - развивать внимание, культуру речи. - закрепить знания детей о звуке [Ф], [ Ф’]; - закреплять умение определять позицию звука в слове; развивать умение разгадывать ребусы; - продолжать учить читать слоги с опорой на звуковые обозначения; 17 Звуки [С], Буква С. [С']. 1 Звук буква Й. 1 Звуки [З], [З']. Буква З. 1 Звуки [Л], [Л']. Буква Л. 1 Звуки [Ш], [Ж]. Буквы Ш, Ж. 1 Звуки [Р], [Р']. Буква Р. Л-Р. 1 Буква Ё. 1 - закрепить умение выкладывать слоги при помощи звуковых обозначений; – продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение изменять слова путем перестановки слогов в слове. - развивать речевое внимание и фонематический слух. -закрепить знание детей о звуках [С] и [С`]; - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки; - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - развивать фонематический слух; - воспитывать стремление участвовать в работе на занятии. - закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки; - познакомить детей со звуком Й; - продолжать учить выкладывать и читать слоги с помощью звуковых обозначений; - развивать фонематический слух и речевое внимание. - закрепить знания детей о звуке [З]и [З’]; - учить интонационному выделению звука в слове; - продолжать учить делить слова на слоги; - развивать умение определять 1-й звук в слове; - развивать интерес и внимание к слову; - воспитывать положительную самооценку у детей. - закрепить знания детей о звуках [Л] и [Л’]; - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости; - учить отличать согласные звуки от гласных; - закрепить умение определять 1-й звук в слове; - познакомить детей с многозначностью слов; - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. - закрепить знания детей о звуке [Ш]. - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие). - развивать речевое внимание и фонематический слух. - уточнить знания детей о звуках [Р] и [Р’]; - продолжать учить определять 1-й звук в слове; - закрепить умение интонационно выделять звук в словах; -дифференцировать звуки по твердости и мягкости; - развивать интерес и внимание к слову. - познакомить детей с буквой Ё; - продолжать учить определять позицию звука в слове; - уточнить знания детей о двойных звуках; - закрепить знания детей в определении позиции звука в слове; - дифференцировать понятия звук и буква; - формировать умение изменять слова путем дополнения или исключения отдельных звуков; 18 Звук [Ц]. Буква Ц. 1 Буква Я. 1 Звук [Ч]. Буква Ч. 1 Звук [Э]. Буква Э. Звук[ Щ]. Буква Щ. 1 Буква Ю. 1 Буквы Ь, Ъ. 1 - развивать интерес и внимание к слову; - вырабатывать умение внимательно слушать взрослого. уточнить знания детей о звуке [Ц]; - формировать умение дифференцировать звуки [Ц]- [С]; - закрепить умение детей определять последний звук в слове; - закрепить умение детей определять позицию звука в слове; - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова; - развивать звуковую культуру речи; - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. - закрепить знания детей букве Я; - продолжать учить определять позицию звука в слове; - продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги; - формировать умение разгадывать ребусы. -уточнить знания детей о звуке [Ч]; - формировать умение дифференцировать звуки [Ц]- [Ч]; - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; - формировать умение делить слова на слоги; - развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова; - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - воспитывать умение спокойного общения на занятии. - закрепить знания детей о звуке [Э] и букве Э (артикуляция звука); - продолжать учить устанавливать количество повторяющихся звуков в словах; - расширять представления детей об окружающем мире; - развивать фонематический слух и речевое внимание. уточнить знания детей о звуке [Щ]; - учить давать качественную характеристику звуку; - продолжать учить определять позицию звука в слове; - формировать умение соотносить понятия звук и буква; - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений; - развивать интерес и внимание к слову. - познакомить детей с буквой Ю; - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими; - развивать фонематический слух. - познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак; - объяснить значение букв в словах; - упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков; - упражнять в звуковом анализе слов. 19 Планируемые результаты • • • • 1 этап обучения слышать и различать звуки; определять наличие звука в слове; называть первый и последний звук; познакомятся со зрительным образом звука – буквой. 2 этап обучения • умеет относить предметы к определенной логической группе; • умеет различать слова, обозначающие предмет (кто это?), признак предмета (какой?), действие (что делает?); • умеет употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие; • различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; • владеет навыком словообразования; • владеет приемами артикуляционной гимнастики; • различает слова по звучанию и протяжности; • различает на слух все речевые звуки; соотносит звуки с образом буквы; • читает слова из 3-4 букв; • умеет определять 1й звук в слове; • составляет предложение с заданным словом. 3 этап обучения • различает слова близкие и противоположные по значению; • умеет распространять предложения; • умеет владеть тембром и темпом речи; • владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости); • умеет отличать слово от предложения; • умеет составлять предложения из заданных слов; • умеет делить слова на слоги; • умеет составлять слова из букв разрезной азбуки; • различает понятия «буква - звук»; • определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец); • владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий» • - «твѐрдый», «глухой» - «звонкий»; • читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и трехсложные слова; • читает предложения, короткие тексты; • владеет правильным орфоэпическим ударением, тоном речи • умеет определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова; • знает способы обозначения мягкости согласных звуков (Ь знаком и последующим гласным); • знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости – мягкости; • знает значение Ъ и Ь знаков в словах; • знает алфавит (полное название букв); • различает на слух предложения по цели высказывания, знает знаки препинания в конце предложения; • владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв). 20 Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Условия реализации ДОП Педагогическая целесообразность Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребѐнка. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Практическая значимость. В ходе реализации Программы происходит преодоление у детей недоразвития некоторых психических функций, то есть коррекция зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха и восприятия, мышления; логического и ассоциативного; овладение навыками уверенного слогового чтения; приобретения умения безошибочно составлять звуковые схемы слов, иметь развитый фонематический слух и т. д Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребѐнка. Конспекты занятий содержат большое количество загадок и стихотворений, причем грамматические и лексические задания «вплетены» в стихотворный текст. И ребенку необходимо максимально сосредотачивать свое слуховое внимание для того, чтобы уяснить цель предлагаемого занятия, но это не утомляет детей, а способствует их высокой активности и заинтересованности. Практически все занятия строятся на различных игровых сюжетах. Упражнения и задания даются не от лица педагога, а различных сказочных персонажей этого занятия. Упражнения и развивающие игры органично вплетаются в сюжет занятия, в том числе и тематические динамические разминки, и зрительная гимнастика. Внутри одного конспекта занятия есть два варианта заданий: для более подготовленных и успешных детей и для детей, которые к началу обучения показывают пока еще низкий уровень знаний и навыков, то есть достаточно наглядно и хорошо раскрыт принцип дифференцированного подхода. Психологически обоснована быстрая смена деятельности в течение занятия —через каждые несколько минут, что не дает детям возможности отвлекаться, уставать. Поэтому, на первый взгляд, может показаться, что занятие слишком насыщено играми и заданиями, но все это вполне укладывается в его рамки. В занятиях очень гармонично и в системе используются здоровьесберегающие методики: зрительная гимнастика, динамические разминки, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и снятие напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики. Идет работа по выработке мотивации к сохранению здоровья. Эти упражнения занимают совсем немного времени на занятии, но в конечном итоге каждый ребенок усваивает навык правильной осанки, учится снимать напряжение с мышц шеи и плечевого пояса, глаз. Внутри одного занятия все время происходит смена позы ребенка; в конечном итоге дети показывают высокие результаты при усвоении материала, не спешат «выбежать» побыстрее для разминки, потому, что все это было в достаточной мере педагогом предложено на занятии. 21 2.2 Формы педагогической диагностики Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. 22 2.3. Методический материал Материально-методическое обеспечение программы Материальное оснащение: - доска магнитная большая; - азбука магнитная, - интерактивная доска и ноутбук; - карточки для звукового анализа и фишки (красная, синяя, зелѐная); - тетради в крупную клетку на каждого ребѐнка; - цветные и простые карандаши на каждого ребѐнка - кассы букв и цифр на каждого ребѐнка; - карточки для звукового анализа и фишки (красная, синяя, зелѐная) на каждого ребѐнка; - распечатки- карточки на каждого ребѐнка; - карточки для индивидуальной работы, картины предметные и сюжетные для работы. Методическое оснащение: буквари Е. Косиновой, тетрадь «Пишем вместе с логопедом» Е. Косиновой, Нищева Н. В., Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста. 23 3. Список литературы Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998. 5. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: ГномПресс, 1997. 6. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2007. 7. Косинова Е. Логопедический букварь. – Москва: Махаон, 2015. 8. Косинова Е. Пиши с логопедом. – Москва: Махаон, 2013. 9. Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. - М.: Сфера, 1999. 10. Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева - М.: Айрис - ПРЕСС, 2007. 11. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1997. 12. Нищева Н. В., Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста. СПб,: ООО «Детство-Пресс», 2018. 13. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я - человек») мл, и ср. группы. – М.: Школьная пресса, 2000. 14. Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2007. 15. Пятак С.В. Читаю легко и правильно. - М.: Экс. 1. 2. 3. 4. 24