Дополнительная общеобразовательная рограмма Творческая мастерская 2024-2025 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №54 города Калуги
(МБДОУ №54 г. Калуги)

Утверждено:
Приказом МБДОУ №54
№ 73 /01-48 от_30 августа 2024г.

Принято

педагогическим советом
МБДОУ №54
(протокол от 29 августа 2024г. № 1)

Программа дополнительного образования
«Творческая мастерская»

Вид программы: Дополнительная общеобразовательная программа
(общеразвивающая)
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: от 4 до 7 лет
Срок реализации программы 1 год
Количество обучающихся в группе: 10 чел.
Автор: Алдошина Мария Андреевна, воспитатель

г. Калуга,
2024 г.
1

№
п/п
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
3.

Содержание
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи ДОП
Содержание ДОП
Планируемые результаты освоения ДОП
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации ДОП
Формы педагогической диагностики (мониторинга)
Методические материалы
Список литературы

2

стр.
3
5
6
11
13
13
16
20

1. Комплекс основных характеристик программы

Разработка и реализация ДОП регламентируется следующими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022 г.) «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 28.06.2021 г. № 219-ФЗ);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным
общеразвивающим программам» (ред. от 30.09.2020 г. № 533);
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования обучающихся с нарушениями слуха;
5. Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О с ограниченными
возможностями
здоровья
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
6. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление от 28.09.2020 г. № 28);
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок
применения
организациями,
осуществляющих
образовательную
деятельность
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
8. Методические рекомендации от 20.03.2020 г. по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
9. Письмо от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 О направлении методических рекомендаций
«Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
10. Локальными актами образовательной организации (Устав, Положение о проектировании
ДООП в образовательной организации, Положение о проведение промежуточной
аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП).
1.1. Пояснительная записка
Актуальность
Актуальность программы заключается в создании условий для проведения занятий, на
которых дети с общими нарушениями речи (далее – ОНР) смогут притворить в жизнь
собственный творческий потенциал. Данные занятия помогут развить мелкую моторику,
тактильно - кинестетическую чувствительность, воображение, любознательность, а также
стимулируют проявление творчества; позволяют справиться со страхами и учат детей

3

контролировать свое поведение и эмоции. Это способствует развитию речи, произвольного
внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость
формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и
нестандартно решать новые жизненные вопросы. Занятия в кружке позволяют развивать у
детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе
рисования. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных
решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В
системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству.
Отличительные особенности ДОП.
ДОП предусматривает создание естественной стимулирующей среды, в которой
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья чувствует себя комфортно и
защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задание,
соответствующее возможностям обучающегося. Формулируются инструкции к играм в
сказочной форме. Исключаются негативные оценки действий, идей, результатов
обучающегося, поощряются его фантазии и творческий подход. Содержание данной
программы направлено на развитие сенсорной, двигательной, интеллектуальной и
эмоциональной сферы детей, что будет способствовать коррекционной направленности
занятий.
Адресат ДОП
Рабочая программа «Творческая мастерская» разработана воспитателем МБДОУ № 54 г.
Калуги Алдошиной М. А. на основе Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Программа имеет художественноэстетическую направленность и разработана на основе программы художественного
воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой,
пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2009. В
творческую мастерскую принимаются все желающие дети в возрасте 4-7 лет.
Объѐм ДОП
Продолжительность реализации программы — 1 год. Содержание программы кружка
составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20
(требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 4-7
лет, реализуется она через кружковую работу.
Занятия проводится 1 раз в неделю, длительность составляет 25 минут.
4

Формы обучения
Новизной и отличительной особенностью программы «Творческая мастерская»
является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы
используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей:
кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев,
рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием и пр.
В работе используются самодельные инструменты, природные и бросовые
материалы.

1.2. Цели и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для развития творческого мышления, мелкой моторики рук и
гармонизации эмоционального состояния детей с ОНР посредством нетрадиционных
техник рисования.
Задачи программы:
Обучающие:
• сформировать представление обучающихся об искусстве нетрадиционного рисования,
как об одном из видов художественного творчества;
• обучить техникам и приемам рисования нетрадиционными способами;
• совершенствовать умения в усвоении лексических и грамматических средств языка;
• обучить восприятию формы, фактуры, цвета, пропорций;
• научить определять замысел изображения;
• обучить логичному построению речевых конструкций при общении с педагогом и
сверстниками;
• совершенствовать навыки связной речи.
Воспитательные:
• воспитать дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, усидчивость;
• воспитать аккуратность при организации рабочего места, рационального использования
инструментов;
• воспитывать умение слушать собеседника;
• формировать позитивную мотивацию к обучению.
Развивающие:
• развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, внимание;
• развивать коммуникативные способности обучающихся;
• способствовать развитию индивидуальной творческо-поисковой деятельности;
• развивать сенсорную деятельность и мелкую моторику (формирование ручной умелости,
развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) во время работы;
• коррекция и развитие тактильного восприятия;
• формировать у учащихся навыки самостоятельной работы и самоконтроля;
• развивать умения проявлять самостоятельность при выполнении творческих работ;
• расширять активный словарь;
• развивать мыслительную и творческую деятельность.

5

•
•
•
•
•
•

1.3 Содержание ДОП
Принципы:
Системности - занятия проводят в течение всего учебного года;
Последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом
информации;
Творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и
развития творческих способностей детей;
Научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции;
Доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
Сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов
и способов изображения, разнообразие материала.
Методы и приѐмы:
Основными методами обучения являются – практические, наглядные и словесные.
Сочетание наглядных и практических методов дает наиболее эффективный результат в
коррекционно-педагогической работе с детьми с ОНР.
Практические методы – практическая деятельность детей, направляемая педагогом,
способствует – осмысленному овладению речью; развитию пространственных
представлений; конструктивных и графических навыков; формирование и развитие
наглядного мышления. Практические методы (игры) можно проводить в начале занятия для
привлечения внимания учащегося к новому материалу. В середине занятия с целью смены
видов деятельности и поднятия интереса к изучаемой теме. В конце занятия для
закрепления нового материала.
Наглядные методы – переход к наглядным методам требует большой предварительной
работы. В ходе занятия на столе должны быть только те предметы, которые необходимы для
учебного процесса. Наиболее оптимальное количество для работы с ребенком 2 – 4
предмета. При этом наглядный материал должен быть ярких, насыщенных тонов. К
наглядным методам обучения относится демонстрация видеофильмов, мастер классов. В
настоящее время имеется возможность использования видеоматериалов практически на
всех этапах учебного процесса, в особенности на занятиях с детьми с тяжелыми
нарушениями речи.
Словесные методы – включают в себя беседу и рассказ. Беседа может быть:
информационная (для выявления объѐма информации, уточнения знаний); проблемная (для
стимулирования интереса к новой теме, для проверки осмысления воспринимаемой
информации. Заставляет учащихся думать, отбирать информацию, проявляют логику,
сопоставляют факты. Объяснительная (для изложения новой информации). Имеет
доказательный характер изложения. Применяется на этапе 16 «систематизации знаний».
Работает на логику, память, развитие мыслительной деятельности. Рассказ должен быть
доступен при изучении нового материала, иллюстрирован, иметь зрительный образ слова
(картинки, таблицы, схемы, шаблоны), эмоционален, логичен (четко структурирован).
Особенности организации каждого занятия учащихся с ОНР является проведение
физкультурных и ритмических упражнений, выполняемых под музыку. Недопустимо, чтобы
обучающийся всѐ занятие сидел за своим столом, как бы интересно оно ни было построено.
Двигательные упражнения и игры малой подвижности должны проводиться либо в середине
занятия, либо к его окончанию.
6

Все обучение должно строиться на основе предметно-практической деятельности
обучающихся, сопровождаемой речью, и быть направлено на выработку правильных
представлений и практических умений. В течение учебного года в детском объединении с
обучающимися проводится большая работа по развитию речи и мелкой моторики рук. На
занятиях учащиеся получают знания о нетрадиционной технике рисования, о технике
безопасности во время работы. Учащиеся учатся планировать свою работу, анализировать,
определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей.
Методические рекомендации к проведению занятий:
• использование игровой формы;
• детальное расчленение материала на простейшие элементы;
• использование эмоций;
• использование подражательности;
• предметно-действенное обучение;
• постепенное усложнение самостоятельных действий;
• частая смена видов деятельности;
• большая повторяемость материала;
• индивидуальная и дифференцированная работа.
Дидактические и методические материалы:
• образцы практических работ;
• шаблоны, технологические карты;
• тематические подборки, литература.
Дидактический и методический материал подобран с учетом потребностей обучения детей
с ОНР. Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом.
Индивидуальные компоненты дидактического материала (трафареты, шаблоны) для
каждого обучающегося.
Перспективное планирование
Сентябрь
1.
Игра-беседа «Юный художник»
Цель: познакомить детей с возможностями воды, краски, бумаги.
2. Игра: «Знакомство с чудо - помощниками».
Техника: экспериментирование с материалами для рисования.
Цель: совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании
материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
3. Игра – экспериментирование «Творим без кисточки».
Техника: рисуем ладошками, рисуем пальчиками (игры – рисунки)
Цель: упражнять в рисовании пальчиками, ладошками. Воспитывать аккуратность.
4. Тема: «Деревья осенью»
Техника: Отпечаток листьями, ватными палочками.
Цель: учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую
листву – ватными палочками. Развивать чувство композиции, цвета.
Октябрь
1. Тема: «Осень на опушке краски разводила»
Техника: печать растений.

7

с

Цель: познакомить с техникой – «печать растений», развивать видение художественного
образа и замысла через природные формы.
2. Тема: «Ветка рябины»
Техника: рисование пальчиками.
Цель: познакомить с приѐмом вливания одного цвета в другой; учить технике
пальчикового рисования.
3. Тема: «Петушок»
Техника: печатание осенними листочками.
Цель: учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес
к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.
4. Тема: «Паутина»
Техника: Рисование окрашенным шариком.
Цель: познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, творчество.
Ноябрь
1. Тема: «Рыбка».
Техника: рисование ватными палочками.
Цель: упражнять в рисовании ватными палочками.
2. Тема: «По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»
Техника: рисование смятой бумагой.
Цель: учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному
экспериментированию, развивать мелкую моторику. Развивать чувство композиции.
3. Тема «Весѐлые кляксы»
Техника: Кляксография.
Цель: познакомить со способом изображения, как кляксография; учить дорисовывать
детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им
законченности и сходства с реальными образами.
4. Тема: «Осенние мотивы»
Техника: раздувание краски.
Цель: познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его
выразительные возможности.
Декабрь
1. Тема: «Первый снег»
Техника: Оттиск печатками из салфетки
Цель: закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с
помощь. Печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции.
2. Тема: ««Ёлочка пушистая, нарядная».
Техника: Тычок жѐсткой полусухой кистью, рисование пальчиками
Цель: упражнять в технике рисования тычком, полусухой жѐсткой кистью. Продолжать
учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение
украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.
3. Тема: «Морозный узор»
Техника: метод спонтанного рисования.
Цель: совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с
изобразительном материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
8

4. Тема: «Дед Мороз»

Техника: рисование солью.
Цель: научить новому приѐму оформления изображения: присыпание солью по мокрой
краске для создания объѐмности изображения.
Январь
1. Тема: «Снеговик»
Техника: комкание бумаги (скатывание).
Цель: закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание,
комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (ѐлочка,
метла, заборчик) Развивать чувство композиции.
2. Тема: «Зимняя ночь».
Техника: черно – белый граттаж.
Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно – белый граттаж.
Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в
использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
3. Тема: «Узоры на стекле».
Техника: Эффект кристаллов, рисование солью
Цель: учить создавать выразительный образ, используя технику рисования солью.
Развивать умение пользоваться средствами выразительности графики.
4. Тема: «Витражи для окошек в избушке Зимушки – Зимы»
Техника: познакомить со словом «витраж» и техникой его выполнения; выработать навык
проведения пересекающихся линий в разных направлениях.
Цель: развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, знакомство с
техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений.
Февраль
1. Тема: «Зимний пейзаж»
Техника: печать по трафарету,
Цель: развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить
печатать с помощью трафарета.
2. Тема: «Котѐнок»
Техники: тычок жѐсткой полусухой кистью.
Цель: познакомить с техникой рисования тычком полусухой жѐсткой кистью – учить
имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство
выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.
3. Тема: «Зимние напевы»
Техники: набрызг.
Цель: учить самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и
ближний план пейзажа; познакомить с о способом изображения снега – «набрызги
4. Тема: «Подводное царство».
Техника: мыльные пузырьки.
Цель: познакомить с новой техникой рисования мыльными пузырями,
продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и
величину. Развивать чувство композиции.
Март
1. Тема: «Ваза для цветов».
9

Техники: «знакомая форма – новый образ»; оттиск печатками.
Цель: совершенствовать умения детей использовать знакомые техники изображения.
Развивать воображение, чувство композиции, ритма.
2. Тема: «Мимоза для мамы».
Техники: рисование бумажными салфетками.
Цель: упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать
чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.
3. Тема: «Плюшевый медвежонок»
Техники: рисование поролоновой губкой.
Цель: помочь освоить способ изображения – рисование поролоновой губкой,
позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность
его внешнего вида (объѐм, пушистость)
4. Тема: «Пейзаж у озера»
Техника: монотипия.
Цель: познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипия,
показать еѐ изобразительные особенности; закрепить понятие о симметрии.
Апрель
1. Тема: Какого цвета весна».
Техники: монотипия.
Цель: Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью,
рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски
2. Тема: «Космический пейзаж»
Техники: граттаж.
Цель: научить новому способу получения изображения – граттажу; побуждать передавать
в рисунке картину космического пейзажа.
3. Тема: «Верблюд в пустыне»
Техника: «расчѐсывание» краски.
Цель: ознакомление с новым приѐмом рисования – «расчѐсывание» краски; освоение
нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного
движения руки.
4. Тема: «Цветик – разноцветик»
Техника: смешивание красок.
Цель: закрепить представления о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими
(основными) и ахроматическими цветами; расширять знания цветовой гаммы путѐм
введения новых оттенков, освоения способов их получения.
Май
1. Тема: «Одуванчики»
Техники: тычок жѐсткой полусухой кистью
Цель: закрепить умения детей рисовать в данных техниках. Учить создавать
выразительный образ цветов. Развивать желание создавать коллективную работу (коллаж)
2. Тема: «Салют».
Техники: Акварель, восковые мелки
Цель: Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с
помощью воскового мелка.
3. Тема: «Черѐмуха»
10

Техника: рисование тычком.
Цель: познакомить с техникой рисования тычком.
4. Тема: «Витражи для терема Лета»
Техника: витраж.
Цель: продолжать знакомить с понятие «витраж», техникой его выполнения; закрепить
умение рисовать прямые линии в разных направлениях.

1.4. Планируемые результаты освоения программы
Возраст

4-7 лет

Дети должны знать

Дети должны уметь

- виды
изобразительного
искусства (натюрморт,
пейзаж, графика);
- теплые и холодные
оттенки спектра;
- особенности внешнего
вида
растений,
животных,
строения
зданий.

- различать виды изобразительного искусства;
- владеть навыками в нетрадиционных техниках
изображения
(эстамп,
батик, кляксография,
гравирование, граттаж, акварель по сырому,
рисование с использованием трафарета и шаблона,
набрызг, рисование штрихами, ―мозаичное‖
рисование, пластилиновая графика);
- смешивать краски для получения новых оттенков;
- передавать особенности внешнего вида растений,
животных, строения зданий;
- сочетать различные виды изобразительной
деятельности и изоматериалы;
- рисовать самостоятельно;
создавать
коллективные
коллажи
в
сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.

Ожидаемый результат:
Освоение обучающимся ДОП предполагает достижение ими личностных и предметных
результатов.
Предметные:
• имеет представление о нетрадиционном рисование, как о виде художественного
творчества; • стремится к использованию различных средств и материалов в процессе
рисования;
• владеет разными приемами и упражнениями при рисовании;
• умеет определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в
процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание,
получившегося продукта деятельности;
• эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает
содержание произведения и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих
рассказов;
• имеет элементарные представления о видах искусства.
Личностные:
• четко выполняет указания педагога, когда это требуется, доводит начатую работу до
11

завершения;
• знает правила организации рабочего места и умеет самостоятельно его организовать в
зависимости от характера выполняемой работы (рационально располагает инструменты,
материалы и приспособления на рабочем месте, сохраняет порядок);
• прислушивается к мнению собеседника;
• стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.
Коррекционные:
• эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает
содержание творческой работы и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих
рассказов;
• активно взаимодействует со сверстниками и педагогом;
• самостоятельно находит пути решения поставленной задачи и реализует ее в работе;
• логичное построение речевых конструкций при общении с педагогом и сверстниками.

•
•

Формы подведения итогов реализации программы
Организация выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.

12

2. Комплекс организационно – педагогических условий.

2.1. Условия реализации программы.
Помещение для занятий – кабинет изодеятельности.
Технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материалы.
Инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча;
ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для
процарапывания; коктельные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал;
стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.
Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски;
дидактические игры, педагогические эскизы.
2.2. Формы педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для
педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие
фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребѐнка.
Педагогическая диагностика опирается на принципы поддержки специфики и
разнообразия детства как важного этапа в общем развитии человека.
Промежуточная аттестация.
При завершении обучения по каждому разделу ДОП проводится промежуточная
аттестация в форме выполнения обучающимися заданий практического или творческого
характера. Педагог оценивает качество выполнения заданий обучающимися, анализирует
допущенные ошибки при освоении техник выполнения творческих работ.
Текущий контроль.
При реализации текущий контроль осуществляется на каждом занятии в форме
беседы и/или анализа выполнения рисунка. В качестве оценочных средств используется
метод педагогического наблюдения. С целью оценки результативности коррекционной
деятельности педагог с каждым обучающимся организует проведение рефлексии, где
ребенок высказывает свое мнение о том, чему он научился, что у него получилось на
занятии, что было сложным при выполнении творческой работы. В процессе
высказываний педагог оценивает динамику речевого развития ребѐнка с ОНР.
Итоговый контроль.
Итоговый контроль программы проходит в форме выставки творческих работ. На
выставке представляются наиболее удачные рисунки обучающихся, выполненные в
течение учебного года (не менее 5 от каждого обучающегося). На итоговое занятие
приглашаются родители обучающихся. Каждый обучающийся готовит выступлениепрезентацию одной или более (исходя из возможностей обучающегося с ОНР) из
представленных им работ. Вопросы для выступления: Как называется работа? Что на ней
изображено? В каком жанре изобразительного творчества она выполнена? В какой технике
и с помощью каких материалов выполнена работа?
Следующим этапом итогового контроля является положительные отзывы детей на
картины других обучающихся. Детям предлагается дополнить фразы:
• Самый красивый пейзаж получился у …
• Самый необычный натюрморт получился у…
• Самый сказочный город получился у…
13

•

•
•

•

• Самый аккуратный рисунок у …
• Самые забавные животные получились у …
• Самый милый портрет получился у…
Возможно голосование и выбор звания «Художник года». По итогам выставки всем
обучающимся вручаются грамоты.
Оценочные материалы для итогового контроля достижения коррекционных
результатов обучения в форме рефлексии.
Обучающемуся даѐтся задание по итогам выставки в устной форме выразить свои
впечатления об увиденном, рассказать о том, что представлено на итоговой работе, сказать
о сложных моментах при выполнении работы, рассказать о том, что было выполнить
проще всего.
Оценка результатов проводиться по баллам:
0 баллов – отсутствие позитивной динамики в развитии коммуникативных навыков по
возрасту с учетом объективной доступности разных форм речи при определенных
ограничениях здоровья,
1 балл – незначительная положительная динамика, отдельные эпизодические
положительные изменения в формировании и развитии доступных форм коммуникации,
2 балла – наличие устойчивых положительных изменений, ребенок демонстрирует прирост
в овладении коммуникативными умениями и навыками (с учетом особенностей возраста и
здоровья, индивидуальных особенностей);
3 балла – значительный прирост в развитии доступных навыков коммуникации, появление
новых слов и выражений, которые ребенок использует для достижения цели деятельности
(при общении и обучении).
Критерии оценки устных индивидуальных ответов: • активность участия; • развернутость
ответов; • самостоятельность; • оригинальность суждений.
Критерии анализа выполнения практических работ обучающимися:
• правильное понимание поставленных задач при выполнении практических и творческих
работ
• оригинальность замысла
• органичность и целостность композиционного решения.
• умение последовательного выполнения работы в заданном формате.
• знание ключевых понятий цветоведения и основ его зрительного восприятия. Анализ
продуктов изобразительной деятельности:
1. Содержание изображения (полнота изображения образа). Анализ детских работ
представляет собой краткое описание созданного каждым ребѐнком изображения.
2. Передача формы: форма передана точно; есть незначительные искажения; искажения
значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета: части расположены верно; есть незначительные искажения; части
предмета расположены неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении: пропорции предмета соблюдаются; есть
незначительные искажения; • пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией
выделены две группы показателей): а) расположение изображений на листе; по всему
листу; на полосе листа; не продумана, носит случайный характер; б) соотношение по
величине разных изображений, составляющих картину: соблюдается пропорциональность
14

в изображении разных предметов; есть незначительные искажения; пропорциональность
разных предметов передана неверно.
6. Передача движения: движение передано достаточно чѐтко; движение передано
неопределѐнно, неумело; изображение статичное.
7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует
передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая –
творческое отношение ребѐнка к цвету, свободное обращение с цветом): а) цветовое
решение изображения: передан реальный цвет предметов; есть отступления от реальной
окраски; цвет предметов передан неверно; б) разнообразие цветовой гаммы изображения,
соответствующей замыслу и выразительности изображения: многоцветная или
ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики
изображаемого; преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени
случайно; безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно
взятыми цветами).
Анализ процесса изобразительной деятельности.
1. Характер линии (в соответствии с проведѐнным исследованием по формированию у детей
ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей): а) характер линии:
слитная; линия прерывистая; • дрожащая (жесткая, грубая); б) нажим: средний; сильный,
энергичный (иногда продавливающий бумагу);слабый (иногда еле видный); в)
раскрашивание (размах): мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура; г) регуляция
силы нажима: ребѐнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура; ребѐнок
не всегда регулирует силу нажима и размах; ребѐнок не регулирует силу нажима, выходит
за пределы контура.
2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более
детальной характеристики отношения детей к деятельности): а) отношение к оценке
взрослого: адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки,
неточности; эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп
работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе
прекращается); безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется); б) оценка
ребѐнком созданного им изображения: адекватна; неадекватна (завышенная, заниженная);
отсутствует; в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне,
безразлично) ребѐнок относится: к предложенному заданию; • к процессу деятельности; к
продукту собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности: выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в
случае необходимости обращается с вопросами; требуется незначительная помощь, с
вопросами к взрослому обращается редко; необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество: а) самостоятельность замысла; б) оригинальность изображения; в) стремление
к наиболее полному раскрытию замысла. Оценка детских работ по критерию «творчество» и
названным в нѐм показателям носит не количественный, а качественный характер. Детское
творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в
частности его художественных способностей.

15

Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и
умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них
самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений.
2.3. Методические материалы.
Игры детей дошкольного возраста различаются по содержанию, характерным
особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни ребѐнка, в его воспитании и
обучении. А если учесть, что игра и рисование являются самыми любимыми видами
деятельности детей, то можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует
развитию целостной личности. Становится ясно, что между игрой и рисованием нет
противоречий.
Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом
процессе, а в рисование ребѐнок учится ставить и определять цель и добиваться конкретных
результатов.
Разграничивать игру и детское рисование, особенно в нетрадиционных техниках, не
стоит, они дополняют друг друга. Выгорский Л.С. писал: «В игре ребѐнок всегда выше
своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову
выше сам себя.
Игра в конденсированном виде содержит в себе все тенденции развития, ребѐнок в
игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Граттаж - суть этой техники, которая издавна использовалась в России и
называлась рисование по восковой прокладке, - в процарапывании.
Описание техники:
- Сначала наносим цветной фон акварелью и подсушиваем бумагу.
- Далее весь фон полностью затрѐм воском.
- Нальѐм в розетку чѐрной гуаши и добавим немного шампуня, тщательно перемешаем.
- Затем покроем этой смесью парафиновый лист.
- А теперь возьмѐм заострѐнную палочку и начнѐм процарапывать рисунок.
Чем не гравюра!
Надо иметь ввиду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребѐнка
достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.
Упражнения:
«В рождественскую ночь» Яркие звѐзды и тонкий месяц процарапываем аккуратно.
«Что за звѐздочки такие…» Процарапываем снежинки. Ни одна снежинка не похожа на
другую.
«Ночной мотылѐк» Яркий фонарь показался ночному мотыльку солнцем.
«Салфетка для мамы» Она может быть различной формы и с любым рисунком.
«Волшебная поляна» Кто – то злой закрасил всю поляну чѐрной краской. Ничего
страшного. Вот появилась бабочка, а вот цветок.
«Дворец для Снегурочки» Ночь. И вдруг сказочный терем, в котором живѐт Снегурочка.
«Полѐт в космос» Космонавтов встречают холодные звѐзды, незнакомые планеты.
«Вечерний город» Как красиво, когда зажигаются огни в окнах домов и уличные фонари!
«Ветер по морю гуляет» Летит кораблик на всех парусах по водной глади.
Монотипия – эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство
цвета, формы.
16

Описание техники:
Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.
- Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую
половинку листа прижмѐм к правой и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем
и посмотрим, что получилось. Мяч? А может быть солнце? Тогда дорисуем лучи.
- Нанесѐм яркие пятна на одну половинку листа бумаги, прижмѐм другую. Что
получилось?
Упражнения:
«В стране Зазеркалье» Необычная страна, в ней ничего не бывает по одному.
Детям предлагается нарисовать на одной половине листа всѐ, что им хочется, а затем…
«Каких я видела бабочек» На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу
можно складывать в разных направлениях.
«Осенний парк» Дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии
горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и
опавшие листья.
«Я и мой портрет» Нарисуем себя и посмеѐмся.
«Город на реке» Нарисуем город, согнѐм бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую
половину бумаги и прижмѐм к первой – город отразиться в воде.
«Белый пароход» Согнѐм лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней
части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах
моря.
«Гномы – близнецы» Нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и
брат.
Печатка – техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет,
составляя из его отпечатков разные композиции.
Описание техники:
Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо
взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всѐ ненужное. «Печатка» готова!
Прижимаем еѐ к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и
чѐткий отпечаток. Составляй любую композицию!
Упражнения:
Используем приѐм дорисовывания недостающих деталей предметов к готовым
«печаткам», составление композиций из разных «печаток» букет цветов; закладки; букет
из рябиновых веток.
Рисование по сырой бумаге – своеобразная техника рисования.
Описание техники:
Для рисования в этой технологии нам понадобиться влажная салфетка и ѐмкость с
водой. Намочим бумагу и разместим еѐ на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала).
Возьмѐм акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнѐм
рисовать.
Упражнения:
«Летний дождь» Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей – то зонтик.
«Воробышки зимой» Холодно птахам , нахохлились они, распустили пѐрышки. Ничего
скоро весна!

17

«Когда меня обижают» Каким тогда нам кажется мир? Всѐ расплывается от слѐз,
становится грустным и серым. Нарисуй, так чтобы мы погрустили вместе.
«Мой пушистый маленький друг» Я люблю его. Он всѐ понимает и радуется, когда я с ним
играю. А как приятно прижаться к его пушистой мордочке!
Подготовительная группа.
«На дне морском» Покажем, как меняется море в зависимости от погоды.
«Последний лист» Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые
листья, клонит стволы деревьев.и только один лист ещѐ трепещет на ветке. Но вот опять
подул ветер. И летит вниз последний лист…
«В метель» Порыв ветра, ещѐ один, ещѐ… Снег колит лицо. он то вьѐтся змейкой, то
взлетает веером, то мчится в бешенном хороводе, превращая тебя в невидимку.
«В подводной лодке» Что ты видишь сквозь толщину воды? Водоросли. солнечные лучи,
маленьких рыбок, больших рыб…
«Радуга – дуга» Цвета расположены в определѐнной последовательности, смотри не
перепутай. Мокрая бумага позволяет добиться результата плавного перехода одного цвета
в другой.
Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу
движений, фантазию и воображение.
Описание техники:
Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.
- Поставим большую, яркую кляксу. Возьмѐм трубочку для коктейля и осторожно подуем
на каплю, побежала она вверх оставляя за собой след. Повернѐм лист и снова подуем.
- А можно сделать ещѐ одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся.
А на что же похожи их следы?
Упражнения:
«Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные
стороны. Дорисуем стебли листья.
«Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья, а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры
получились.
«Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет.
А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.
Набрызг – непростая техника.
Описание техники:
Еѐ суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной
щѐтки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щѐтку наберѐм немного
краски, а стекой будем проводить по поверхности щѐтки – быстрыми движениями по
направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всѐ.
Упражнения:
«Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом.
«Снегопад» По цветному тону делаем набрызг белой краской.
Кружатся в танце белые снежинки.
«Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой
прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес.
Печать от руки – очень интересная техника.
Описание техники:
18

Обмакиваем всю ладонь или еѐ часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге.
Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В
таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем.
К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в
разных комбинациях.
Упражнения:
Предложите детям представить:
«Потеряли перчатки по дороге котятки». Раскрасим левую руку и приложим еѐ к листу
бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать
левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!
«Чьѐ лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьѐ – то лицо. Может быть к
нам в гости пришѐл домовѐнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить
необходимые детали.
«Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую
волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утѐнка.
«Цветы», Отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку
может быть кактусом или ещѐ каким – ни будь цветком.
«Животные», С помощью данной техники можно изобразить и испугавшихся животных, у
которых шерсть встала дыбом.
«Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки
разных по размеру ладошек.

19

3. Список литературы.

1. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные
техники.
2. К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми»
3-7лет.
3. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2
– 7 лет «Цветные ладошки».
4. Лыкова И.А. «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе
художественного образования в детском саду «Цветные ладошки».
5. А.В. Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
6. Т.А. Цквитария "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в
ДОУ.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».