Дополнительная общеобразовательная программа Музыкальная граммота на 2024-2025 уч.год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№54 города Калуги
Принято
педагогическим советом
МБДОУ №54
(протокол от 29 августа 2024г. № 1)

Утверждено:
Приказом МБДОУ №54
№73/01-48от_30 августа 2024г.

Программа дополнительного образования

«Музыкальная грамота»

Вид программы: Дополнительная общеобразовательная программа
(общеразвивающая)
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: от 4 до 7 лет
Срок реализации программы 1 год
Количество обучающихся в группе: 10 чел.
Автор: Турчанинова О.Ю., музыкальный руководитель

г. Калуга,
2024г.
1

№
п/п

Содержание

1.
1.1

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка

1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
3.

Цель и задачи ДОП
Содержание ДОП
Планируемые результаты освоения ДОП
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации ДОП
Формы педагогической диагностики (мониторинга)
Методические материалы
Список литературы

2

стр.
3
3
4
5
9
10
10
11
13
16

1. Комплекс основных характеристик программы

Разработка и реализация ДОП регламентируется следующими документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022 г.) «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 28.06.2021 г. № 219-ФЗ);
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным
общеразвивающим программам» (ред. от 30.09.2020 г. № 533);
4.
Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования обучающихся с нарушениями слуха;
5.
Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О с ограниченными
возможностями здоровья рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
6.
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Постановление от 28.09.2020 г. № 28);
7.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок
применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
8.
Методические рекомендации от 20.03.2020 г. по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных
программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий;
9.
Письмо от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 О направлении методических рекомендаций
«Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
10. Локальными актами образовательной организации (Устав, Положение о проектировании
ДООП в образовательной организации, Положение о проведение промежуточной аттестации
обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП).
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа «Музыкальная грамота» - это дополнительная образовательная
программа музыкально-эстетической направленности. Она способствует музыкальному
развитию дошкольников, решению проблем их социальной адаптации, предоставляет детям
новые возможности взаимодействия в пространстве детского сада как одной из моделей социума,
где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую действительность и развиваются.
В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей с (ОВЗ) признано
использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского
музыкального воспитания Карла Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и
практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных
инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом
3

объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских
элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и
репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе
в данной области.
Программа предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и
потребностей детей, ориентирована на приобщение их к ценностям гуманитарной и духовной
культуры, искусства; предполагает включение детей в творческую активность и диалоговое
общение.
Программа направлена на поэтапное формирование интереса дошкольников к музыкальной
культуре и обеспечивает их эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие.
В течение занятий дети активно вовлекаются в разнообразную игровую деятельность, которая
выступает в качестве инструмента, с помощью которого осуществляется переход от простейшего
желания детей участвовать в совместных игровых действиях к серьезной творческой
музыкальной деятельности.
Ценностное содержание знаний, умений и навыков, заложенное в программе, способствует
сознанию и пониманию каждым ребенком себя и своего места в общем культурном
пространстве.
актуальность
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагоговпрактиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично
меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.
Речь идѐт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о
качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего
музыканта и слушателя.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль
становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный
слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко
тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи,
она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя
короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных
способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной
деятельности, но и общение со сверстниками
отличительные особенности ДОП, новизна
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской
деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на
музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства
ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка,
настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение
сконцентрировать внимание.
Когда ребенок с (ОВЗ) слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов,
развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах
развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации

4

музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие
способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры у детей с (ОВЗ) ярко проявляются индивидуальные черты каждого
исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и
совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя
удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных
инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально — ритмических движений, дети
четче воспроизводят ритм.
Для многих детей с (ОВЗ) игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный
мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных
отношений между детьми.
адресат ДОП
Рабочая программа «Музыкальная грамота» разработана музыкальным руководителем МБДОУ
№ 54 г. Калуги Турчаниновой О.Ю. на основе Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Программа имеет
художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы
художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.
Лыковой, пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2009. В
творческую мастерскую принимаются все желающие дети в возрасте 4-7 лет.
Объем ДОП
Продолжительность реализации программы — 1 год. Содержание программы кружка
составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20
(требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 4-7 лет,
реализуется она через кружковую работу.
Занятия проводится 1 раз в неделю, длительность составляет 25 минут.
формы работы
➢ ритмические упражнения;
➢ игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки);
➢ игра в ансамбле;
➢ дыхательная звуковая гимнастика;
➢ артикуляционные упражнения;
➢ музыкально-дидактические игры и упражнения.
➢ творческие упражнения, импровизации.
Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и
владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих
воспитанников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной
цели.
1.2. Цель и задачи ДОП
Цель данной программы – Создание благоприятных условий для развития музыкальных
способностей детей
5

Задачи программы:
Обучающие:
1. Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными
инструментами.
2. Знакомство детей с приемами игры на детских муз инструментах.
3. Обучение детей воспроизведению равномерной ритмической пульсации и простейших
ритмических рисунков с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на
различных детских музыкальных инструментах.
4. Закрепление у детей навыков совместной игры, развитие чувства ансамбля.
5. Поощрение стремления детей импровизировать на музыкальных инструментах.
6. Поддержка желания играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Воспитательные:
1. Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую
отзывчивость.
2. Воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности;
3. Воспитывать творческую инициативу.
4. Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Развивающие:
1. Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка,
настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
3. Развивать мышление, аналитические способности.
4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
5. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма
6. Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить
музыку.
1.3. Содержание дополнительной программы
Содержание программы «Музыкальная грамота» строится на основе принципа
креативности, предполагающего духовное становление личности ребенка и формирование его
творческого потенциала.
Отбор содержания программы проводится по принципу наглядности и доступности, с
учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических
особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость
ума, способность анализировать и обобщать), с учетом ведущей игровой деятельности.
Методы и приѐмы:
Основными методами обучения являются – практические, наглядные и словесные.
Сочетание наглядных и практических методов дает наиболее эффективный результат в
коррекционно-педагогической работе с детьми с ОНР.
Практические методы – практическая деятельность детей, направляемая педагогом,
способствует – осмысленному овладению речью; развитию пространственных представлений;
конструктивных и графических навыков; формирование и развитие наглядного мышления.
Практические методы (игры) можно проводить в начале занятия для привлечения внимания
учащегося к новому материалу. В середине занятия с целью смены видов деятельности и
поднятия интереса к изучаемой теме. В конце занятия для закрепления нового материала.

6

Наглядные методы – переход к наглядным методам требует большой предварительной работы.
В ходе занятия на столе должны быть только те предметы, которые необходимы для учебного
процесса. Наиболее оптимальное количество для работы с ребенком 2 – 4 предмета. При этом
наглядный материал должен быть ярких, насыщенных тонов. К наглядным методам обучения
относится демонстрация видеофильмов, мастер классов. В настоящее время имеется
возможность использования видеоматериалов практически на всех этапах учебного процесса, в
особенности на занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Словесные методы – включают в себя беседу и рассказ. Беседа может быть: информационная
(для выявления объѐма информации, уточнения знаний); проблемная (для стимулирования
интереса к новой теме, для проверки осмысления воспринимаемой информации. Заставляет
учащихся думать, отбирать информацию, проявляют логику, сопоставляют факты.
Объяснительная (для изложения новой информации). Имеет доказательный характер изложения.
Применяется на этапе 16 «систематизации знаний». Работает на логику, память, развитие
мыслительной деятельности. Рассказ должен быть доступен при изучении нового материала,
иллюстрирован, иметь зрительный образ слова (картинки, таблицы, схемы, шаблоны),
эмоционален, логичен (четко структурирован).
Особенности организации каждого занятия учащихся с ОНР является проведение
физкультурных и ритмических упражнений, выполняемых под музыку. Недопустимо, чтобы
обучающийся всѐ занятие сидел за своим столом, как бы интересно оно ни было построено.
Двигательные упражнения и игры малой подвижности должны проводиться либо в середине
занятия, либо к его окончанию.
Все обучение должно строиться на основе предметно-практической деятельности обучающихся,
сопровождаемой речью, и быть направлено на выработку правильных представлений и
практических умений. В течение учебного года в детском объединении с обучающимися
проводится большая работа по развитию речи и мелкой моторики рук. На занятиях учащиеся
получают знания о нетрадиционной технике рисования, о технике безопасности во время
работы. Учащиеся учатся планировать свою работу, анализировать, определять соответствие
форм, размеров, цвета, местоположения частей.
Реализация программы «Музыкальная грамота» предполагает последовательное,
систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе
деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Отбор содержания программы
основывается на следующих принципах:
➢ целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития с одной
стороны и системность, с другой;
➢ гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и
индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
➢ деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком в процессе активной
деятельности;
➢ интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких
научных и общечеловеческих знаний, как музыка, слово, движение, игра;
➢ возрастного и индивидуального подходов, предполагающий выбор тематики, приемов
работы в соответствии с субъективным оптом и возрастом детей.
Активное освоение мира культуры, общения, игры способствует формированию
нравственных ценностей ребенка. Содержание программы ориентировано на развитие
личностно-смысловой сферы детей (отношение к действительности, переживание,
взаимопомощь, взаимодействие).
7

Все разделы программы включают материал, близкий и доступный детям, обуславливают
естественное развитие дошкольника в учреждении дополнительного образования.
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная грамота» включает основной
вида музыкальной деятельности – игра на музыкальных инструментах. Он реализуется как в
коллективной, так и в индивидуальной работе.
Содержание занятий:
➢ привитие навыков ансамблевого музицирования;
➢ метро-ритмичексая организация (развитие ритмического слуха);
➢ игра на детских музыкальных инструментах;
➢ игры на развитие умения работать в команде;
➢ дидактические игры на освоение элементов музыкальной грамоты;
➢ слушание музыки;
➢ просмотр видеопрезентаций с целью расширения кругозора, ознакомления с
многообразием музыкального мира;
При переходе с одного вида деятельности на другой предусмотрены активные физкультминутки
либо пальчиковые игры. В завершение занятия проводится своеобразное подведение итогов
занятия и релаксация.
Каждый из видов искусства способен воздействовать на определенную сторону духовного
состояния человека. Музыка является искусством, которое обладает удивительной силой
эмоционального воздействия и тем самым служит одним из важных средств формирования
личности.
Знакомство детей с музыкальной культурой способствует воспитанию любви к
прекрасному, обогащению их духовного мира, развитию воображения, чувств.
Восприятие музыки является одним из ведущих видов деятельности, так как и
исполнительство и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения
о музыке даются в опоре на «живое» ее звучание.
Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры,
упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят в поисковую ситуацию, развивают
музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения,
делая их устойчивыми. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует
развитию музыкального слуха
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития детей
каждого периода дошкольного детства, предусматривается отбор методов, используемых в
процессе музыкальной деятельности детей: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный;
художественно-практический.
В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой
(исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение
наглядных пособий). Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания.
Для более глубокого восприятия музыкального произведения велико значение словесного
метода. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог не только
прививает детям любовь к музыке, но и расширяет их представления о некоторых явлениях
действительности, обогащает их внутренний мир, чувства.
В качестве основного метода, определяющего особый, инициативный, деятельнотворческий характер программы, выступает игра, которая требует целостного психологопедагогического подхода и помогает сформировать внутренний ценностный мир ребенка.

8

Средства обучения
Среди средств обучения немаловажную роль играют:
➢
специально подобранный литературный материал;
➢
игрушки, иллюстрации;
➢
работа над дикцией, ролевая игра, коллективно-творческая игра;
➢
разучивание считалок, потешек, прибауток, песен, хороводов;
➢
инсценирование песен, хороводов;
➢
индивидуальная работа по развитию исполнительских навыков.
В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками на музыкальных
занятиях используются и другие методы, позволяющие влиять на содержание и характер
деятельности детей: метод прямого воздействия, метод опосредованного воздействия, метод
проблемного воспитания и обучения.
Основная форма организации музыкального воспитания – это занятие, которое включает в
себя различные виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание
музыки, игру на детских музыкальных инструментах. Для разучивания танца, игры или
слушания музыкального произведения требуется несколько занятий, поэтому на одном и том же
занятии происходит знакомство с новыми произведениями, продолжение разучивания частично
усвоенных ранее, повторение пройденного.
Для музыкальных занятий характерна особая эмоциональная атмосфера, так как музыка –
«язык чувств»: она волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания.
Полученные впечатления усиливаются под воздействием педагога, который передает свои
чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах.
Концентрируя внимание детей на звучании музыки, и развивая их воображение, педагог
помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощущать их выразительность.
Несмотря на общие черты, каждое занятие отличают своеобразие и неповторимость,
которые заложены уже в замысле.
В содержание занятия входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому
для достижения его целостности важно определить структуру: последовательность различных
видов музыкальной деятельности. При построении занятия, структура которого гибкая и
вариативная, учитываются степень умственной и эмоциональной нагрузки детей. Из-за
непродолжительного сосредоточенного внимания дошкольников своевременно меняются виды
их деятельности, что способствует их постоянному интересу и увлеченности
Занятия строятся на индивидуальном и личностно-ориентированном подходах.
Дифференцированные задания пробуждают интерес, а их успешное выполнение способствуют
музыкальному развитию ребенка. Оценивая результаты, помогая правильно исполнить
ритмическое сопровождение, педагог развивает у ребенка самоконтроль.
Средства, необходимые для реализации программы:
➢
технические средства: фортепиано, музыкальный центр, аудио- и видеодиски,
видеопроектор (ноутбук).
➢
информационные средства: книги, аудио- и видеозаписи, нотный материал, дидактический
материал.
➢
музыкальные инструменты (фортепиано, марокассо, трещотки, погремушки, ксилофоны,
металлофоны, и т.д.).
➢
вспомогательные средства: игрушки, сенсорные дорожки и другие предметы для
проведения физкультминуток.

9

1.4. Планируемый результаты освоения по образовательной программе
«Музыкальная грамота» у детей 4 - 7 лет
Ребенок может:
1.
2.
3.

различать на слух правильное и неправильное пение, различать звуки по высоте и
длительности;
различать на слух звучание различных музыкальных инструментов;
музицировать в ансамбле с педагогом, исполняя простейшие ритмические аккомпанементы
на шумовых музыкальных инструментах.
1.5. Формы подведения итогов.

Отчетный концерт перед родителями в конце года, участие в мероприятиях детского сада.
Календарный план работы на 2024-2025 уч. год
«Музыкальная грамота»
Октябрь Ноябрь Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

5

3

4

4

5

4

4

4

Итого 33 занятий.
3.1.

Календарно-тематический план «Музыкальная грамота»

Программное содержание

Репертуар

Октябрь
➢ - Развивать эмоциональную отзывчивость на
песни разнообразного характера;
➢ - упражнять детей в различении звуков по
высоте;
➢ - закреплять у детей умение точно
передавать простой ритмический рисунок;
➢ - брать правильно певческое дыхание;
➢ - брать дыхание после вступления и между
музыкальными фразами;
➢ - учить детей своевременно начинать и
заканчивать песню;
➢ - учить исполнять песни легким звуком;
➢ - закреплять умение у детей петь
естественным звуком, выразительно;
➢ - формировать правильную певческую
установку;
➢ - отчетливо произносить гласные в словах;
согласные в конце слов;
➢ -различать звучание детских музыкальных
инструментов – металлофона и ксилофона;
➢ -поощрять творческие проявления при игре
10

➢
круговой массаж;
➢
упражнения
для
головы
и
шеи,
«Пирамидка»;
➢
Разминка
«Осень
по
дорожке»,
«Маятник»;
➢
Дыхательная
гимнастика:«Цветочек»,
«Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»;
«Кулачки», «Дверца»;
➢
Осенние распевки «Листики», «Дождик»,
➢
распевание по голосам: «Я пою, хорошо
пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя», «Два
кота»;
➢
Игра «Ритмическое эхо»;
➢
Логопед.
распевки
«Это
я»,
«Умывалочка»;
➢
Песни А.Кудряшов «Гав-гав»(повтор),
Е.Тиличеева «Кукушка», П.И.Ермолаев «Осень
золотая».
➢
Игра на ДМИ «Капельки», «Осень
пришла»
➢
Введение понятий «нота», «матрица»,

на ДМИ;
➢ - вырабатывать
музыке.

ощущение

«пульса»

«тутти», «соло»
в ➢
12. Знакомство с инструментами детского
оркестра

Ноябрь-Декабрь
➢ - Развивать эмоциональную отзывчивость на
песни различного характера;
➢ - отличать на слух правильное и неправильное
пение товарищей;
➢ - закреплять у детей умение чисто
интонировать
мелодию,
удерживать
интонацию на одном звуке;
➢ - точно интонировать большую и малую
терцию, секунду, скачки на кварту;
➢ - упражнять в точной передаче ритмического
рисунка;
➢ - учить детей петь легким звуком;
➢ - добиваться слаженного пения; учить вместе
начинать и заканчивать песню;
➢ - правильно и отчетливо произносить гласные
в словах;
➢ развивать
ладотональный
слух,
активизировать внутренний слух;
➢ - формировать навык игры в ритмическом
ансамбле на ударных детских инструментах;
➢ - формировать умение работать в ансамбле,
прислушиваясь к звучанию инструментов
другого ребенка;
➢ -развивать творческую инициативу.
Январь-Февраль

➢ Круговой массаж;
➢ Упражнения
для
головы
и
шеи,
«Пирамидка», «Я пеку»;
➢ Дыхательная
гимнастика:
«Ладошка»,
«Паутинка» в парах, «Поездка на поезде»,
«Луг», «Белочка», «Часы», «Клоун»,
«Петушок»;
➢ Ритмическое упражнение «Кто я?»;
➢ распевание по голосам «Я пою, хорошо
пою», на одном звуке «А-о-у», методом
«Эхо»-«На птичьем дворе»;
➢ Попевки «Паровоз», «Дождик», «Два
кота»;
➢ Артикуляционная гимнастика;
➢ Игры «Насос и надувная кукла», «Ежик»,
«Змеи»;
➢ Песни: А.Кудряшов «Гав-гав», «О маме»,
➢ П.И.Ермолаев «Дед Мороз-красный нос»,
«В зоопарке»
➢ Игра на ДМИ «Сосулька», «Саночки»

Способствовать развитию у детей эмоциональной
отзывчивости на песни различного характера;
➢ - учить различать, называть отдельные части
музыкального
произведения:
вступление,
заключение, припев;
➢ - совершенствовать у детей умение чисто
интонировать поступенное и скачкообразное
движение мелодии;
➢ - закреплять умение самостоятельно начинать
пение после вступления;
➢ - уметь точно воспроизводить ритмический
рисунок мелодии;
➢ - уметь петь без крика, естественным голосом,
легким звуком;
➢ - правильно произносить гласные и согласные в
конце слов;
11

➢ Круговой массаж под песню «От
улыбки!»;
➢ Упражнения
для
головы
и шеи,
«Пирамидка»,
«Я
пеку»;
«Стихотворения».
➢ дыхательная гимнастика: «Ладошка»,
«Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый
мяч», «Лягушки на болоте», «Змейки»,
«Прилетел комарик», «Звоночек»;
➢ Распевание методом Эхо, на одном звуке,
«Имя», «Баю, бай», «Ку-ку».
➢ Игры со словом «Андрей-воробей»,
«Мостик», «Курицы»;
➢ Логопедические
распевки
«Гуси»,
«Пароход», «Овечка», «Цыплятки» и др.
➢ Игра на ДМИ «Первый лучик», «Привет,

➢ - формировать звуковысотный слух при игре на
ксилофоне, металлофоне.

Масленица!»

Март-Апрель
➢ Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость
на песни разного характера;
➢ уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь;
➢ упражнять детей в чистом интонировании секунды,
кварты;
➢ учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по
протяженности;
➢ уметь точно воспроизводить простой ритмический
рисунок;
➢ -продолжать
работать
над
навыком
чистого
интонирования мелодии;
➢ уметь точно воспроизводить ритмический рисунок
мелодии;
➢ уметь петь без крика, естественным голосом, легким
звуком;
➢ правильно произносить гласные и согласные в конце
слов;
➢ следить за правильной певческой осанкой детей;
➢ развивать ансамблевые навыки;
➢ способствовать развитию музыкального вкуса.
Май
➢ Обогащать музыкальные впечатления детей,
развивая их эмоциональную отзывчивость на песни
разного характера;
➢ точно воспроизводить и передавать ритмический
рисунок хлопками или игрой на детских
музыкальных инструментах;
➢ проверять умение детей контролировать слухом
качество пения товарищей;
➢ продолжать
петь
выразительно,
передавая
разнообразный характер песен;
➢ закреплять у детей умение сохранять правильную
певческую осанку;
➢ разнообразить творческие проявления детей при
пении попевок;
➢ закрепить навык игры на ДМИ.

Отчетный концерт

12

➢ Круговой массаж;
➢ упражнения для головы и шеи,
«Пирамидка», «Я пеку»;
➢ дыхательная
гимнастика:
«Ладошка», «Паутинка» в парах,
«Поездка на болото», «Собачка»,
«Лыжник»,
«Горнолыжник»,
«Греемя» и др.;
➢ звуковая
гимнастика
«Дятел»,
«Белочка», «На лугу», «Озорной
язычок»;
➢ ритмические упражнения «Гуси,
гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»;
➢ артикуляционная гимнастика;
➢ ритмические речевые игры по
Т.Тютюнниковой «Белки и ежиха»,
«Веселые инструменты», «Лиса» и
др.
➢ игра на ДМИ «Весенняя капель»

➢ Круговой массаж;
➢ упражнения для головы и шеи,
«Пирамидка», «Я пеку»;
➢ дыхательная гимнастика: «Ладошка»,
«Паутинка» в парах, «Поездка на
болото», «Собачка», «Ныряльщик»,
«Мяч», «Цветочек»;
➢ звуковая
гимнастика
«Машина»,
«Магазин»,«Дятел», «Белочка», «На
лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк»;
➢ скороговорки;
➢ Ритмические упражнения «Бояре»,
«Плетень»;
➢ Игры со словом «Радуга», «Дуйте
ветры», «Шалтай-болтай»;
➢ Логоритмические распевки «Песок»,
«Коза», «Овечки»;
➢ Игра на ДМИ «С солнышком друзья!»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: На лугу. М.: ВЛАДОС, 2000
г.
2. Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: Осень золотая. В 2 ч.М.:
ВЛАДОС, 2000 г.
3. Альбом ученика-пианиста: Учебно-методическое пособие/ Подготовительный класс. Авторсостовитель Г.Г. Цыганова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.
4. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль: Академия
развития, 2007 г.
5. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор», 1988 г.
6. Боромыкова О.С. Музыкально-ритмические движения с пением.
7. Бекина С.И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. М.:
«Просвещение», 1994 г.
8. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыки. С.-П.: «Каро», 2004г.
9. Ветлугина Н. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников. М.:
«Просвещение», 1998 г.
10. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 4-7 лет.
11. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей
творчества в танце.
12. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М,: Издательство «Гном и Д»,
2004
г.
Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и
подготовительная группы. – М.: ВАКО,2006 г.
13. «Дошкольное воспитание» / Журналы 1998 – 2006 г.
14. Дубровская Е.В. Теория и методика музыкального воспитания детей. М.: «Просвещение»,
1991 г.
15. Железновы Сергей и Екатерина. Абсолютный слух от 1 до 5/ Серия аудиодисков
«Развивалочки от 1до 5». – М.,2013г.
16. Зацепина М.Б. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие
для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: МозаикаСинтез, 2005 г.
17. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных
занятий с аудиоприложением (старшая и подготовительная группы).- С.-П.: «Композитор»,
2007г.
18. Королькова И.С. Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких: часть1, 2. – Ростов
на Дону: Феникс, 2011г.
19. Музыка для детей. Фортепианные пьесы. В.- 2 М.: «Советский композитор», 1988 г.
20. Музыкальный руководитель»/ Журналы 2005-2008 гг.
21. Музыка в детском саду. //Сост. Н.Ветлугина. М.: «Музыка», 1998 г.
22. М.Ю.Картушина. Вокально-хоровая работа в детском саду,2003г.
23. Олиферова Л. «Солнышко смеется». М.: «Воспитание дошкольников», 2004 г.
24. Олиферова Л. «В стране веселых песен». М.: «Воспитание дошкольников», 2004 г.
25. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: «Просвещение», 2000 г.
26. Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001
г.
13

27. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет.//Сост.
Г.М.Орлова, С.И. Бекина. М.: «Просвещение» 1993 г.
28. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет.//Сост.
Г.М.Орлова, С.И. Бекина. М.: «Просвещение» 1994 г.
29. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов
дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Програм.-метод. пособие /
Под ред. С.И.Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
30. Школа игры на фортепиано/ Под общей ред. А.Николаева/ сост. А.Николаев, В.Натансон,
Л.Рощина. – М.: Музыка, 2004г.
31. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. В.3 М.: «Издательство ГНОМ иД»

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».