СОДЕРЖАНИЕ № п/п I. I.1. I.2. I.3. I.4. I.5. I.6. I.7. I.8. I.9. I.10. I.11. II. Содержание Аналитическая часть Общие сведения об образовательном учреждении Оценка образовательной деятельности Оценка системы управления организацией Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Оценка организации учебного процесса (воспитательнообразовательного процесса) Оценка кадрового обеспечения Оценка учебно-методического обеспечения и библиотечноинформационного обеспечения Оценка материально – технической базы Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования Оценка обеспечения безопасности жизнедеятельности ДОО Оценка организации питания Оценка по показателям деятельности дошкольной образовательной организации 2 страница Отчет о результатах самообследования за 2023 уч. год. I. Аналитическая часть. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации. Отчет составлен по материалам самообследования деятельности МБДОУ №54 г. Калуги за 2023 уч. год. I.1. Общие сведения МБДОУ №54 г. Калуги. Цель деятельности дошкольного учреждения: осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Миссией дошкольного учреждения является: сохранение физического и психического здоровья воспитанников, коррекция речевых нарушений, социализация, развитие задатков и способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Целью проведения самообследования является анализ развития МБДОУ № 54 г. Калуги в 2023 году, а также обеспечение доступности и открытости информации о ДОО. В процессе самообследования проводилась оценка: ➢ системы управления организацией; ➢ оценка образовательной деятельности, воспитательной работы; ➢ оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования; ➢ оценка кадрового обеспечения; ➢ оценка учебно-методического обеспечения; ➢ оценка библиотечно-информационного обеспечения; ➢ оценка материально-технической базы. Направления развития ДОУ в 2023 году: ➢ Обеспечение качества реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ➢ Обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов организации воспитательного процесса, направленных на совершенствование и эффективную реализацию воспитательного и развивающего компонентов ФГОС ДО. ➢ Продолжение системной работы по выявлению и развитию детских способностей, созданию ➢ условий для реализации творческих и личностных инициатив детей. ➢ Обеспечение информационной открытости дошкольного учреждения. ➢ Развитие системы внутреннего мониторинга оценки качества образования, и использование его результатов при принятии управленческих решений. ➢ - Обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования учреждения. Полное наименование Адрес МБДОУ Год ввода в эксплуатацию Дата передачи в ведомство Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 54 города Калуги. ул. Билибина дом 34; телефон 55-24-45. электронный адрес –dou_54@adm.kaluga.ru сайт учреждения https://054.tvoysadik.ru 1965 г. – «Детский сад №161 станция Калуга – I» МПС Московской железной дороги; 3 города Калуги Режим дня Мощность дошкольного учреждения: плановая/фактическая Учредитель Устав Лицензия на осуществление образовательной деятельности Лицензия на осуществление медицинской деятельности Социокультурная среда Инфраструктура 2004 г. – НДОУ «Детский сад № 54» ОАО «РЖД». 25.10.2011 г. – МБДОУ №54 «Детский сад комбинированного вида» г. Калуги. 21.01.2015 г. – МБДОУ №54 г. Калуги. 12-часовое пребывание (с 7 00 до 19 00). Группы функционируют в режиме 5-дневной недели, выходные дни – суббота, воскресение. Допустимое количество детей в соответствии с п. 3.1.1. СанПиН 2.4.3648-20 51 человек Наполняемость групп (по факту): 65 человек Муниципальное образование «Город Калуга». Функции и полномочия учредителя осуществляет Городская Управа города Калуги. Дошкольное учреждение подведомственно структурному подразделению Городской Управы города Калуги – управлению образования города Калуги, осуществляющему управление в сфере образования. Утверждён постановлением Городской Управы города Калуги от 21.01.2015 г. №363-пи с изменениями в редакции от 03.07.2019 г. № 6752-пи. №183 от 27 мая 2015 г. №ЛО-40-01-001057 от 27 мая 2015 г. Учреждение находится в центре города, рядом: Дворец культуры «Калужский турбинный завод», МБОУДОД ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги, спортивно-оздоровительный центр «Дельфин». Имеются: кабинет заведующего; методический кабинет; кабинет учителя – логопеда; кабинет педагога-психолога; музыкально-спортивный \зал; медицинский кабинет, изолятор; пищеблок; 4 спальни, 4 групповых помещения; кабинет завхоза; кастелянная. На территории 4 участка для прогулок детей с открытыми верандами, отвечающими требованиям Сан ПиН 2.4.3648-20. I.2. Оценка образовательной деятельности. Образовательная деятельность в ДОУ организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования. С 01.01.2021 ДОУ функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с требованиями СанПиН 4 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Организация образовательной деятельности учреждения реализуется на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №54 города Калуги (далее ООП ДО МБДОУ №54 г. Калуги), разработанной в соответствии с ФОП ДО, а также с учетом вариативных программ: парциальной программой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Для групп компенсирующей направленности, которые посещают дети с задержкой речевого развития, разработана АОП ДО на основе ФАОП ДО, а также с учетом вариативных программ: Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи», В.Л. Шарохиной, Л.И. Катаевой «Коррекционно- развивающие занятия: старшая и подготовительная группы», авторская коррекционно - развивающая программа оказания психологической помощи будущему первокласснику педагога - психолога. На основе ООП ДО, АОП ДО МБДОУ № 54 г. Калуги воспитателями и специалистами были разработаны рабочие программы. ДОО посещают 65 воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет. В ДОУ сформировано 4 группы комбинированной и компенсирующей направленности. Из них: Наименование групп Средняя группа (компенсирующей направленности) Старшая группа (комбинированной направленности) Старшая группа (компенсирующей направленности) Подготовительная к школе группа (компенсирующей направленности) Итого: Начало года групп детей 1 18 1 17 14 1 1 16 4 65 Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), которая спроектирована с учётом ФГОС ДО, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, а также санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Для реализации ООП ДО МБДОУ №54 г. Калуги создана РППС, которая меняется и обновляется в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников, их интересов. Воспитательно - образовательный процесс в МБДОУ включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) согласно ФГОС ДО; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Активно участвуя в городских конкурсах различной направленности, воспитанники ДОУ неоднократно становились победителями: конкурс для детей с ОВЗ «Мы вместе» - Лауреаты. Дошкольное учреждение обеспечивает выполнение требований образовательных программ по всем направлениям развития ребенка. Воспитатели и специалисты находятся в постоянном 5 поиске новых средств, форм использования инновационных методик, дополнительных программ в целях обеспечения качества образования. В практике нашего учреждения используются профессиональные объединения педагогов, творческие и инициативные группы единомышленников, педагогическая деятельность которых отличается ярко выраженной инновационной направленностью. В ДОУ функционирует психологическая и логопедическая службы, которые ведут работу по следующим направлениям деятельности: диагностическая, профилактическая, коррекционная, консультативная. В кабинетах специалистов имеется методическое и дидактическое сопровождение, которое постоянно пополняется. С 1 сентября 2023 года в учреждении начал работать консультационный центр где ведется индивидуальная работа с родителями детей, не посещающих дошкольное учреждение. Педагогом-психологом были проведены индивидуальные консультации по налаживанию личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, осуществлялась работа с родителями, педагогами по созданию благоприятного психологического микроклимата в ДОУ. Воспитательная работа Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы, в 2023 году проводился анализ состава семей воспитанников. Характеристика семей по составу: Состав семьи Количество Процент от общего количества семей воспитанников Полная Неполная с матерью 49 16 75 % 25 % Характеристика семей по количеству детей: Состав семьи Количество Процент от общего количества семей воспитанников Один ребенок 47 72 % Два ребенка 14 22 % Три ребенка и более 4 6% Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. Детям из неполных семей уделяется большее внимание в первые месяцы после зачисления в ДОУ. Дополнительное образование В Учреждении была организована работа по предоставлению платных услуг по реализации дополнительных образовательных программ по социально- гуманитарной направленности: количество воспитанников в 2023г. № Наименование программы Возраст 14 детей из них 5девочек «Букваренок». 4-7 лет 1. 2. 3. «Творческая мастерская» «Музыкальная грамота» 4-7 лет 4-7 лет 31 ребенок 10 девочек 33 ребенка из них 12 девочек 18 детей из них 4 девочки «ТДТ: Театр-Детство5-7 лет Творчество»» Работа кружков позволяет максимально приблизиться к ребенку и его родителям, дает возможность развивать индивидуальные возможности, получить положительный воспитательный результат по всестороннему развитию личности ребенка и максимальному раскрытию внутренних потенциалов воспитанников, вовлечению в социум 4 6 Анализ родительского опроса, проведенного в апреле 2022 года, показывает, что дополнительное образование в детском саду реализуется недостаточно активно, наблюдается незначительное снижение посещаемости занятий в сравнении с 2021 годом. ДОУ в 2023 году начал реализовывать новою программу дополнительного образования по художественной направленности «ТДТ: Театр -Детство- Творчество». Источником финансирования будут средства родителей воспитанников. Взаимодействия с социальными институтами детства и с семьями воспитанников Для успешного всестороннего развития личности ребенка дошкольное учреждение в течение 2023 года продолжало активно взаимодействовать с социальными институтами по следующим Наименование учреждения Цель Результата АРТ ТЕАТР Морально – нравственное воспитание дошкольников средствами театрального искусства Повышение квалификации руководящих ипедагогических работников. Ежемесячные посещения. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Калужской области "Калужский государственный институт развития образования" ГАОУ ДПО "КГИРО" Обучение на семинарах на базе стажировочных площадок по направлению «Распространение ППО» МБДОУ №54 тесно сотрудничает с социумом города (городская поликлиника №2, МБОУ СОШ №7,МБОУ СОШ №17), что способствует социально-нравственному воспитанию ребенка, его художественно - эстетическому и физическому развитию, обеспечивает в зависимости от интересов и образовательных запросов преемственность дошкольного и начального общего образования, создающего для воспитанника условия, в которых выпускник МБДОУ №54 приобретает качества личности. Совместная работа с социокультурными институтами проводится в соответствии с планом и заключенными договорами. Наряду с педагогами и детьми, равноценными участниками образовательного процесса являются и родители, семья ребенка в целом. В течение всего года педагоги МБДОУ уделяли большое внимание работе с родителями (законными представителями), стараясь формировать доверительные отношения и привлекать родителей к созданию единого пространства развития ребенка. В 2023 уч. году коллектив МБДОУ стремился к тому, чтобы родители принимали участие в образовательном процессе МБДОУ: ⬧ родители имели возможность присутствовать на занятиях, принимать участие в организации режимных моментов; ⬧ педагоги организовывали работу с родителями, используя разнообразные формы взаимодействия (родительские собрания, консультации, совместные праздники и другие); ⬧ организовывались совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей (тематические праздники, спортивные соревнования); ⬧ с целью обмена опытом воспитания и формированию их активной родительской позиции на платформах Ватсап, ВКонтакте. На них рассматривались вопросы «Здоровый образ жизни» «Семья и детский сад сотрудничество и партнерство», вопросы безопасности детей, питание в ДОУ, а также сведения о качестве подготовки и уровне развития воспитанников, условиях обучения и т.д. Для получения обратной связи использовали, анкетирование и отзывы на сайте ДОУ. 7 Результаты анкетирования родителей по проблеме удовлетворенности деятельностью МБДОУ: 90% родителей положительно оценивают качество подготовки и уровень развития воспитанников, условия обучения; 10% - желают изменений по некоторым аспектам. 1.3. Оценка системы управления дошкольным учреждением. Учредитель МБДОУ №54 – муниципальное образование «Город Калуга». Функции и полномочия учредителя осуществляет Городская Управа города Калуги. МБДОУ подведомственно структурному подразделению Городской Управы города Калуги - Управлению образования города Калуги, осуществляющему управление в сфере образования. Структура управления – это взаимосвязь деятельности администрации МБДОУ в лице заведующего детским садом, старшего воспитателя, заведующим хозяйственной частью, старшей медицинской сестры и коллегиальными органами управления МБДОУ. Коллегиальными органами управления МБДОУ являются: Общее собрание трудового коллектива ДОУ; Педагогический Совет ДОУ; Родительский комитет ДОУ. Непосредственное руководство осуществляет заведующий МБДОУ № 54 Бархатова Елена Александровна, тел.55-24-45. Руководство и координацию деятельностью воспитателей и других педагогических работников осуществляет старший воспитатель Гапошина Юлия Викторовна. Руководство по хозяйственному обслуживанию осуществляет завхоз Селезнёва Алла Анатольевна. За организацию медицинского обеспечения отвечает медицинская сестра Удовиченко Елена Михайловна. Структура управления дошкольным учреждением способствует включению в управление каждого участника образовательного процесса, общественности. Данная система управления обеспечивает: ⬧ эффективное функционирование учреждения; ⬧ координацию и взаимосвязь различных структур; ⬧ привлечение общественности к принятию управленческих решений. Структура управления. Заведующий Старший воспитатель воспитатели, специалисты Медицинская сестра Завхоз младшие воспитатели обслуживающий персонал Органы самоуправления: • общее собрание трудового коллектива; • родительский комитет; • педагогический совет. Управление МБДОУ осуществляется в соответствии с Законом РФ « Об образовании в Российской Федерации», требованиями Устава МБДОУ и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Управленческая деятельность в течение года основывалась на принципах 8 демократичности, открытости, и направлена на выполнение нормативных документов, инструкций, совершенствование образовательного процесса, эффективность и рост профмастерства педагогов, поддержание положительного микроклимата в коллективе сотрудников, активизацию работы с родителями (законными представителями) воспитанников. В дошкольном учреждении функционирует Первичная профсоюзная организация. В 2023 году были разработаны локальные нормативные акты для регулирования разных сторон деятельности ДОО: «Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг», «Положение о комиссии по соблюдению требований к трудовому поведению работников и урегулированию конфликта интересов в учреждении». Обновлены инструкции «По противодействию терроризму для сотрудников», «По обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудникам при обнаружении взрывоопасных предметов», «По обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудникам при поступлении угрозы в письменном виде», «По обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудникам при поступлении угрозы по телефону», «По обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности при проявлении терроризма», «По действиям руководителя, сотрудников и обучающихся (воспитанников) при совершении преступлений вооруженного нападения, в т.ч. террористической направленности», «По действиям работника охранной организации при совершении преступлений вооруженного нападения, в т.ч. террористической направленности». Вывод: В МБДОУ № 54 создана структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения. I.4. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Уровень развития детей анализируется по итогам мониторинга усвоения детьми ООП ДО. Формы проведения диагностики: ➢ опрос (по каждому разделу программы); ➢ диагностические методики; ➢ наблюдения, итоговые занятия. Разработаны диагностические карты освоения основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ. Карты включают анализ уровня развития воспитанников в рамках целевых ориентиров дошкольного образования и качества освоения образовательных областей в каждой возрастной группе. Результаты качества освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности на конец учебного 20222023 года Образовательная область Средний показатель уровня развития детей по образовательным областям, % Физическое развитие 65% Художественно-эстетическое развитие 62% Речевое развитие 65% Социально-коммуникативное развитие 73% Познавательное развитие 70% средний показатель уровня развития средний показатель уровня развития 9 62% 65% Социально коммуникативное 73% Познавательное развитие 70% 65% Речевое развитие Результаты педагогического анализа показывают преобладание детей со средним уровнем развития при положительной динамике на конец учебного года, что говорит о результативности образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Таким образом, средний балл усвоения воспитанниками ООП ДО соответствует высокому уровню. В конце учебного года в дошкольном учреждении проводилось обследование воспитанников подготовительных групп на предмет оценки сформированности предпосылок к учебной деятельности. Предлагаемые задания позволили оценить уровень сформированности данных предпосылок, а именно: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией (удержание алгоритма деятельности), умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладание определенным уровнем работоспособности, а также умение вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключится на выполнение следующего, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности и самоконтроля. Результаты педагогического анализа показывают преобладание воспитанников с высоким и средним уровнями развития при прогрессирующей динамике на конец учебного года, что говорит о результативности образовательной деятельности в МБДОУ. Данные мониторинга обратной связи свидетельствует о достаточной вовлеченности и понимании родителями ответственности за качество образования своих детей. I.5. Оценка организации учебного процесса (воспитательно-образовательного процесса) В основе образовательного процесса в МБДОУ лежит взаимодействие педагогических работников, администрации и родителей. Основными участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги. Основные форма организации образовательного процесса: ➢ совместная деятельность педагогического работника и воспитанников в рамках организованной образовательной деятельности по освоению адаптированной и основной общеобразовательной программы; ➢ самостоятельная деятельность воспитанников под наблюдением педагогического работника. Занятия в рамках образовательной деятельности ведутся по расписанию. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности соответствует СанПиН 1.2.3685-21 и составляет: ➢ в группах с детьми от 4 до 5 лет – до 20 мин; ➢ В группах компенсирующей направленности занятие сокращено на 5 минут, кроме образовательной деятельности по физическому развитию. Между занятиями в рамках образовательной деятельности предусмотрены перерывы продолжительностью не менее 10 минут. Ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Образовательная деятельность с детьми строится с учетом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса. 10 Чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции, в 2023 году продолжали действовать введенные с 2020 года, дополнительные профилактические меры в соответствии с СП 3.1/2.4.3598-20: ➢ ежедневный усиленный фильтр воспитанников и работников – термометрию с помощью бесконтактных термометров и опрос на наличие признаков инфекционных заболеваний. Лица с признаками инфекционных заболеваний изолируются, а дошкольное учреждение уведомляет территориальный орган Роспотребнадзора; ➢ еженедельную генеральную уборку с применением дезинфицирующих средств, разведенных в концентрациях по вирусному режиму; ➢ ежедневную влажную уборку с обработкой всех контактных поверхностей, игрушек и оборудования дезинфицирующими средствами; ➢ дезинфекцию посуды, столовых приборов после каждого использования; ➢ бактерицидные установки в групповых комнатах; ➢ частое проветривание групповых комнат в отсутствие воспитанников; ➢ проведение всех занятий в помещениях групповой ячейки или на открытом воздухе отдельно от других групп; ➢ требование о заключении врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в детском саду ребенка, который переболел или контактировал с больным COVID-19. I.6. Оценка кадрового обеспечения. Анализ профессионального мастерства педагогов. Дошкольное учреждение обеспечено на 90 % педагогическими кадрами, специалистами, имеющими специальное профильное образование: ⬧ учитель-логопед - 2; ⬧ педагог-психолог-1; ⬧ музыкальный руководитель - 1; ⬧ воспитатели- 6; ⬧ старший воспитатель – 1. За учебный год 2 педагога прошли аттестацию на 1 квалификационную категорию. Курсы повышения квалификации в 2023 году по теме «Современная система образования детей с ОВЗ», «Технологии личностного, физического и познавательного развития детей дошкольного возраста», «Дошкольное образование как уровень общего образования в контексте государственных требований к образовательным результатам» В течение 2023 уч. года педагоги приняли активное участие в городских мероприятиях: • городской конкурс «Эколята- молодые защитники природы» - участники Гудовская Н.В., Хрусталева Е.П.; • XXV городской фестиваль- конкурс инклюзивного творчества детей и молодежи с ОВЗ «Мы вместе!»- участники; • городской конкурс профессионального мастерства «Все грани прекрасного» - участник конкурса Гудовская Н.В; • Дошкольник. РФ тестирование «Психолого- педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ» - 1 место Колесова И.А.; • Всероссийский форум «Воспитатели России»: «Дошкольное воспитание. Новые ориентиры. Ростов-на-Дону»- участник; • Всероссийский педагогический конкурс «Педагогические секреты» «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей с ОВЗ (ОНР)» - Гапошина Ю.В (участник0; • Статья «Методы и формы активизации инновационной деятельности педагогов» - Гапошина Ю.В.; • Вебинар «Основные аспекты новой ФОП ДО» - Бархатова Е.А., Гапошина Ю.В., Фомичева Е.В., Хрусталева Е.П.; 11 • Научно-методическая конференция «Важность дошкольного образования» - Бархатова Е.А., Гапошина Ю.В., Фомичева Е.В., Хрусталева Е.П.; • Педагогические чтения «Роль воспитателя в дошкольном учреждении» - Бархатова Е.А., Гапошина Ю.В., Фомичева Е.В., Хрусталева Е.П.; • Всероссийский педагогический конкурс «ФОНД 2 ВЕКА» «ИКТ- Компетентность педагога в современном образовании» на тему «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий» - Гапошина Ю.В. (Диплом 1 степени) Работа с кадрами была направлена на повышение профессионализма, творческого потенциала педагогической культуры педагогов, оказание методической помощи педагогам. Составлен план прохождения аттестации, повышения квалификации педагогов. Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, приобретают и изучают новинки периодической и методической литературы. Все это в комплексе даст хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников. Для более объективной оценки уровня профессиональной подготовки использовались различные методы сбора информации: самоанализ, анкетирование, собеседование, наблюдение. Показателем мастерства педагога является и его личное участие в различных методических мероприятиях, собственная активность и заинтересованность в результатах деятельности. Решение годовых задач способствовало повышению профессиональных компетенций педагогов. С целью формирования потребности в непрерывном самообразовании, мотивации к педагогической деятельности регулярно проводились педагогические часы, групповые и индивидуальные консультации, семинары, мастер-классы. Воспитатели получали адресную помощь. В течение учебного года воспитатели и специалисты ДОУ посещали методические мероприятия, организованные МБУ «Стратегия»: открытые занятия в других ДОУ по разным видам детской деятельности, а также выставки, смотры и т.д. Эти факты позволяют сделать вывод о приобретении педагогами собственного стиля профессиональной деятельности, о повышении профессиональной компетентности. I.7. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Для организации образовательного процесса и управления МДОУ использует в работе следующие информационные ресурсы: ⬧ комплекты интерактивного оборудования для организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ (в логопедическом кабинете и в группах компенсирующей направленности); ⬧ локальная сеть Интернет; ⬧ сайт МБДОУ №54; Методическое обеспечение при использовании ИКТ направлено на оказание методической поддержки педагогам в использовании ИКТ, развитие их творческого потенциала. В МБДОУ имеются квалифицированные кадры, организующие информационное пространство. Для этого в МБДОУ созданы необходимые условия: ⬧ имеются ноутбуки, проектор мультимедиа с экраном; ⬧ методический кабинет оборудован компьютерным местом, имеется принтер, копировальный аппарат, сканер, ламинатор. Функционирует сайт детского сада (https://054.tvoysadik.ru) , на сайте. Родителям предоставляется возможность оперативного получения информации о жизни учреждения, о проводимых мероприятиях. Кроме того, сайт является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Таким образом, учреждение имеет достаточное информационное обеспечение. Электронная почта: dou_54@adm.kaluga.ru . 12 Основной целью методической работы в 2022 году было, создание условий для повышения активности и инициативы педагогов, пробуждения и поощрения их творческих поисков, оказание деятельной помощи педагогам в повышении их педагогической компетенции, в развитии личной культуры и освоение современных образовательных технологий в рамках введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта. Реализация этих задач осуществлялась через следующие формы методической работы: тематические педагогические советы, проблемные семинары и семинары - практикумы, коллективные открытые просмотры педагогической деятельности и ее анализ, решение проблемных задач и практических ситуаций, участие в конкурсах и т.п. Деятельность методического сопровождения педагогических кадров учреждения осуществлялась в соответствии с современными требованиями, что способствовало оказанию методической помощи в реализации образовательной программы дошкольного учреждения и обеспечению выполнению качественного муниципального задания, а также: развитию кадрового потенциала, обеспечению непрерывности образования педагогов. Педагогический совет определяет перспективные направления деятельности Дошкольного учреждения, обсуждает план работы, принимает основную образовательную программу дошкольного образования, принимает локальные нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность учреждения и педагогических работников, а также рассматривает и решает иные вопросы в соответствии с Положением о педагогическом совете Дошкольного учреждения В течение года были подготовлены и проведены педагогические советы: установочный (аналитико - планирующий), 1 тематический, 1 деловая игра и итоговый. Параллельно с методическими мероприятиями теоретической направленности активно использовались мероприятия, позволяющие педагогам проявить самостоятельность, творчество, изобретательность в сочетании с педагогическим опытом. Основной целью данной серии семинаров было повысить информационную и практическую компетентность педагогов. Таким образом, организационно-методическая работа осуществлялась дифференцированно и индивидуально. Для повышения профессионального мастерства педагогов использовались разнообразные формы работы: дискуссии, деловая игра, круглый стол. Система работы с педагогами ориентировалась на выбранную в коллективе цель, которая определяла формы и содержание деятельности каждого воспитателя и всего педагогического коллектива по развитию профессионального мастерства, компетенции и повышения качества образования. Учитывая результаты анализа методической работы за 2023 год , можно сделать следующие выводы: • Педагоги активно осваивают современные педагогические технологии инновационные формы работы с детьми и родителями в соответствии с современными требованиями; • Принимают активное участие в конкурсах различного уровня, обобщают и распространяют свой педагогический опыт, проходят курсы повышения квалификации, что говорит об эффективности проводимой методической работы; • Плодотворно взаимодействуют с социальными образовательными институтами города и области, что способствует значительному повышению уровня педагогической компетенции воспитателей. Перспектива: Управление ДОУ осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ», Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, Уставом ДОУ. Административно-управленческая деятельность в ДОУ носит плановый характер. Планирование осуществляется на основе включения в него управленческих, методических, воспитательных мероприятий. Система управления обеспечивает оптимальное сочетание традиционных и современных инновационных тенденций, позволяющее эффективно организовать образовательное пространство. Сложившаяся в ДОУ система управления, позволяет эффективно решать задачи функционирования ДОУ, направлена на осуществление принципов коллегиальности и демократизации управления ДОУ. 13 I.8. Оценка материально-технического обеспечения. Материально - техническое обеспечение соответствует требованиям, предъявляемым к зданию и помещениям МБДОУ. Предметно - пространственная среда соответствует требованиям обеспечения процессов присмотра и ухода за детьми, принципам информативности, вариативности, комплексирования и гибкого зонирования, полифункциональности, стабильности и динамичности - частично. Оборудование и оснащение групповых помещений и методического кабинета соответствует требованиям СанПиН 2.4.3648-20, 2.3/2.4.3590-20 соответствует принципу необходимости и достаточности для реализации основной общеразвивающей программы дошкольного образования организации. Здание детского сада типовое, двухэтажное. Имеется центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализация, хорошо оборудованные групповые комнаты. Каждая группа имеет групповое помещение, отдельную спальню, раздевалку, умывальные помещения. На территории имеются 4 прогулочных участка с открытыми верандами и спортивная площадка, соответствующие СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», нормам и правилам пожарной безопасности. Игровые участки организации соответствуют требованиям СанПин 2.4.3648-20, но оснащены не достаточно, необходимо новое современное оборудование. Территория детского сада озеленена насаждениями. На территории имеются различные виды деревьев, цветники, клумбы. Территория детского сада освещена и ограждена металлическим забором с воротами и калиткой, имеющими металлические замки, задвижки и кодовый замок. В ночное время (с 18.30 вечера и 6.30утра) организованна сторожевая охрана. В соответствии с графиком регулярно проводится обследование спортивного и игрового оборудования на прогулочных участках. В МБДОУ имеется медицинский блок, состоящий из кабинета для медицинского осмотра детей, процедурного кабинета, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3648-20. В МБДОУ имеется музыкально – спортивный зал, оснащённый необходимым оборудованием для проведения двигательной и музыкальной деятельности, утренней гимнастики. В МБДОУ имеется кабинет учителя- логопеда, оснащённый необходимым диагностическим и дидактическим материалом в соответствии с требованиями. Индивидуальная работа с воспитанниками осуществляется по графику. Учтен принцип необходимости и достаточности для реализации адаптированной общеразвивающей программы учреждения с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков речи детей. В 2023 году приобретено игровое оборудование для групп (игровые стеллажи, столы, стулья, стенды). Пополняется постоянно РППС игрушками, развивающими играми, пособиями и др. Были приобретены два ноутбука. Информационные стенды («Для вас родители » -4 шт. в групповых помещениях, «Охрана труда», «Противодействие коррупции» и др. ) Вывод: в МБДОУ уделяется должное внимание развитию и совершенствованию материальнотехнической базы. Ее состояние в основном обеспечивает реализацию воспитательнообразовательного процесса, однако необходимо пополнить игровые участки малыми игровыми формами, игровые ячейки игрушками, дидактическими играми, пособиями, изобразительными материалами, разными видами конструктора и др. I.9. Анализ функционирования внутренней системы оценки качества образования Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. В детском саду утверждено положение о внутренней системе оценки качества образования от 27.12.2021г. №92/01-48. Целью внутренней системы оценки качества МБДОУ является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы ДОУ, основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в ДОУ. Участники внутренней оценки 14 качества дошкольного образования: заведующий, педагогический коллектив, воспитанники, родители. Оценка осуществляется заведующим ДОУ, старшим воспитателем, специалистами, воспитателями в пределах их компетенции. Контроль со стороны администрации в виде тематических и плановых проверок, мониторинга осуществляется в соответствии с утвержденным годовым планом, графиком контроля на месяц, который доводится до членов педагогического коллектива. Результаты контроля оформляются в виде справок, актов, отчетов, карт наблюдений. Итоговый материал содержит констатацию фактов, выводы и предложения. По итогам контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического совета, совещания при заведующей, административно-хозяйственные планерки. Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательной деятельности для эффективного решения задач управления качеством образования. По результатам мониторинга заведующий издает приказ, в котором указывается управленческое решение, ответственные лица по исполнению решения, сроки устранения недостатков, сроки проведения дополнительного контроля устранения недостатков (при необходимости), поощрения педагогов. При проведении внутренней оценки качества образования изучается степень удовлетворенности родителей качеством образования в ДОУ на основании анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников, опроса. Мониторинг качества образовательной деятельности в 2023 году показал хорошую работу педагогического коллектива. Состояние здоровья и физического развития воспитанников удовлетворительные- 70 % детей успешно освоили образовательную программу дошкольного образования в своей возрастной группе. Воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности показали хорошие показатели готовности к школьному обучению. В течение года воспитанники детского сада успешно участвовали в конкурсах и мероприятиях различного уровня. Удовлетворенность качеством образования на основе опроса родителей (законных представителей) воспитанников по группам детского сада следующая. Система качества дошкольного образования в Детском саду рассматривается как система контроля внутри ДОО, которая включает в себя интегративные качества: • качество методической работы; • качество воспитательно-образовательного процесса; • качество взаимодействия с родителями; • качество работы с педагогическими кадрами; • качество развивающей предметно-пространственной среды. С целью повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности применяется педагогический мониторинг, который дает качественную и своевременную информацию, необходимую для принятия управленческих решений. По результатам ВСОКО в 2023 году были получены следующие результаты: ➢ • Удовлетворенность родителей взаимодействием с сотрудниками ДОО — 95%; ➢ Удовлетворенность родителей комфортностью условий в ДОО - 93%; ➢ Удовлетворенность родителей открытостью и доступностью информации о ДОО –100% ➢ Удовлетворенность родителей образовательными услугами в ДОО — 95%. Анкетирование родителей показало высокую степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг в ДОО Вывод: Система внутренней оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении позволяет организовывать и осуществлять деятельность организации в соответствии с требованиями действующего законодательства. 15 I.10. Оценка обеспечения безопасности жизни и деятельности и здоровьясбережения. В МБДОУ созданы условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья детей: ⬧ помещение МБДОУ оборудовано системой АПС, со звуковым оповещением, установлен передатчик для вывода сигнала о срабатывании АПС выведен на пульт 01, обслуживается ООО «Противопожарный центр - Калуга»; ⬧ установлена кнопка экстренного вызова полиции (КЭВП) с выводом на пульт централизованной охраны ОВО ФГКУ УВО УМВД России по Калужской области; ⬧ в учреждении проводятся месячники пожарной безопасности, в рамках которых выполняются противопожарные мероприятия. В МБДОУ имеется ограждение территории металлическим забором, в ночное время охрана осуществляется сторожами, в течение дня организовано дежурство административной группы. Установлен домофон на калитке. Ежегодно заведующим издаётся приказ о безопасности в МБДОУ, в котором прописываются безопасные условия и ответственные за их выполнение. Приём и уход детей осуществляется под роспись родителей в журналах о приёме детей.1 раз в квартал для детей проводятся игровые занятия по пожарной безопасности, встречи с пожарными. Для педагогов проводятся инструктажи, учебные семинары по ПБ, проводится плановая эвакуация детей и сотрудников из здания с привлечением представителей ВДПО. Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов. В МБДОУ имеются информационные стенды, как вести себя в чрезвычайных ситуациях и правила поведения на пожаре. В МБДОУ соблюдаются требования СанПиН 2.4.1.3648-20, направленные на охрану жизни и здоровья детей. Систематизированы мероприятия: «Дни здоровья», спортивные праздники, досуги. В течение дня проводятся разнообразные виды организации двигательной активности ребенка: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия, гимнастика пробуждения после сна, спортивные праздники, досуги, подвижные игры, дни и недели здоровья. Педагогическим коллективом и старшей медицинский сестрой в течение 2023 уч. года совершенствовались ранее разработанные здоровьесберегающие технологии; динамические паузы, пальчиковая гимнастика дорожки здоровья, гимнастика для глаз психогимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, гимнастика пробуждения, вносят в процесс разнообразие деятельности и укрепляют здоровье детей. Противодействие терроризму на территории и в здании дошкольного учреждения также является одним из приоритетных направлений. В 2023 году учреждение имеет стабильную телефонную связь, кнопку экстренного вызова полиции с выводом на пульты оперативных служб отдела вневедомственной охраны УМВД России по городу Калуге. Для обеспечения пропускного режима ДОУ имеет на калитке домофон, металлоискатель, внесены изменения в паспорт антитеррористической безопасности дошкольного учреждения в соответствии с требованиями законодательства, разработаны необходимые локальные акты. Мероприятия : ➢ для предотвращения чрезвычайных ситуаций в ДОУ разработан «Паспорт антитеррористической безопасности»; ➢ в дневное время в ДОУ введена охрана ООО «Охрана-Калуга», в ночное время с 19.00 до 07.00 охрана ДОУ осуществляется сторожем; ➢ ДОУ оборудовано камерами видеонаблюдения (4 шт.); ➢ ДОУ оснащено комплексом технических средств тревожной сигнализации («тревожная кнопка»); ➢ въезд на территорию ДОУ разрешён служебному транспорту в соответствии с правилами пропускного режима в ДОУ. Мероприятия по охране труда и техники безопасности 16 Важным направлением деятельности образовательных учреждений по обеспечению безопасности является организация работы по охране труда и технике безопасности. В рамках проведения месячника по безопасности труда в учреждении проводятся следующие мероприятия: ➢ комплексная проверка состояния условий и охраны труда педагогических работников, работников пищеблока, обслуживающего персонала; ➢ инструктажи; ➢ информационно-разъяснительная работа с сотрудниками учреждения по вопросу охраны труда и техники безопасности; ➢ оформление уголков и стендов по охране труда; ➢ административные и производственные совещания по данной тематике; ➢ дни охраны труда; ➢ плановые тренировочные занятия по отработке действий в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера и т.д. Одним из важных направлений деятельности по охране труда по-прежнему является организация и проведение специальной оценки условий труда. В учреждении заключено соглашение с профсоюзом на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (в 2023 году специальная оценка условий труда не требовалась). В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, в учреждении было обеспечено: ➢ проведение в полном объеме медосмотров работников; ➢ обучение вопросам охраны труда руководителей и работников учреждения; ➢ технические мероприятия (промывка и опрессовка системы отопления, ремонт и покраска уличного оборудования, замена мебели в группах, и др.); ➢ мероприятия по обеспечению работников СИЗ; ➢ доплаты, дополнительный отпуск сотрудникам с вредными и опасными условиями труда; ➢ усилен контроль за недопущением нарушения законодательства в области охраны труда. 1.11. Организация питания в учреждении Организация питания в МБДОУ осуществляется на основании санитарноэпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.3/2.4.3590-2-», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32. С учетом 12-часового пребывания детей организован четырехразовый прием пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник). В МБДОУ имеется примерное меню, утвержденное руководителем, рассчитанное на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов. Для автоматизации процессов, связанных с планированием и организацией питания в организации реализуется автоматизированная информационная система «АВЕРС: Расчет меню питания». Администрация МБДОУ информирует родителей об ассортименте питания детей, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В целях недопущения к использованию в питании детей МДОУ недоброкачественной продукции, а также предотвращения случаев поступления такой продукции, в МБДОУ организуются следующие мероприятия:- производственный контроль, в рамках которого специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области проводятся лабораторные микробиологические испытания продуктов питания, поступающих на пищеблок, а также готовых блюд на соответствие количественного химического состава рецептуре технологической карты; заключение гражданско-правовых договоров с аккредитованными испытательными лабораториями по качеству пищевых продуктов, продовольственного сырья и экологии 17 Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области» на проведение лабораторных испытаний продуктов питания, поставляемых в дошкольное учреждение. Вывод: Самообследование деятельности ДОУ за 2023 год показало, что учреждение стабильно функционирует и развивается. Наиболее позитивными в деятельности ДОУ за 2023 год можно обозначить следующие показатели: - повышение педагогической компетенции в рамках реализации ООП ДО. - обновление и пополнение предметно - пространственной образовательной среды по образовательной области «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие»; - использование инновационных форм взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. Перспектива: - обеспечить профессиональный рост педагогов; - совершенствовать условия в соответствии с современными требованиями для дальнейшего развития дошкольного учреждения; - усилить работу по сохранению здоровья участников воспитательно-образовательного процесса; - продолжить работу по взаимодействию с родителями; -продолжить работу консультационного центра для родителей детей, не посещающих дошкольное учреждение. Таким образом, при анализе имеющихся результатов образовательной деятельности следует сделать вывод о том, что качество образовательных услуг МБДОУ на достаточно высоком уровне. Проделана большая работа по сохранению достигнутых ранее высоких позиций в образовательной деятельности дошкольного учреждения в целях сохранения положительного имиджа дошкольного учреждения. 18 ЧАСТЬ II АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ № п/п 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.2 1.3 1.4 1.4.1 1.4.2 1.4.3 1.5 1.5.1 1.5.2 Показатели Единица измерения Образовательная деятельность Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме кратковременного пребывания (3-5 часов) В семейной дошкольной группе В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации Общая численность воспитанников в возрасте до з лет Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет Численность /удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме продленного дня (12-14 часов) В режиме круглосуточного пребывания Численность /удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающие услуги: По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии По освоению адаптированной образовательной программы дошкольного образования; По освоению образовательной программы дошкольного образования 1.5.3 По присмотру и уходу 1.6 Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной организации по болезни на одного воспитанника 1.7 Общая численность, удельный вес численности педагогических работников, в том числе: 1.7.1 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование 1.7.2 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) 1.7.3 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование 1.7.4 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) 1.8 Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе 1.8.1 Высшая 1.8.2 Первая 19 65 65 65 65/100%65/100% 56 /86 % 48/74 % 17/26% 7,9 11 6/55% 6/55% 5/45% 5/45% 6/55% 1/10% 5/45% 20 1.9 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: - 1.9.1 1.9.2 1.10 До 5 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет 2/18% 3/27% - 1.11 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных стандартов в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Соотношение «педагогический работник/воспитанник» в дошкольной образовательной организации 2/18% 1.12 1.13 1.14 1.15 1.15.1 1.15.1 1.15.3 1.15.4 1.15.5 1.15.6 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: Музыкального руководителя Инструктора по физической культуре Учителя-логопеда Логопеда Учителя-дефектолога Педагога-психолога Инфраструктура Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника Площадь помещения для организации дополнительных видов деятельности дошкольников Наличие физкультурного зала Наличие музыкального зала Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность на прогулке 20 15/100% 15/100% 1/11 (65:6=11) Да (1) нет Да (2) нет нет Да (1) 2 кв. м 105 кв. м нет да да