Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 54 города Калуги (МБДОУ № 54 г. Калуги) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБДОУ №54 г. Калуги (протокол от 15.10.2019 № 2) УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МБДОУ №54 г. Калуги от 15 октября 2019г. № 269а /01-05 Е.А. Бархатовой ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ(ППк) г. Калуга 2019 г. 1. Общие положения 1.1. Положение о психолого-педагогическом консилиуме (далее – Положение) разработано на основании распоряжения Минпросвещения от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.2. Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников МБДОУ №54 г. Калуги (далее – организация) с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения. 1.3. Задачами ППк являются: 1.3.1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; 1.3.2.разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; 1.3.3.консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; 1.3.4.контроль за выполнением рекомендаций ППк. 2. Организация деятельности ППк 2.1. ППк создается на базе Организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы приказом руководителя Организации. Для организации деятельности ППк в Организации оформляются: приказ руководителя Организации о создании ППк с утверждением состава ППк; положение о ППк, утвержденное руководителем Организации. 2.2. В ППк ведется документация согласно приложению 1. Порядок хранения и срок хранения документов ППк должен быть определен в Положении о ППк. 2.3. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на руководителя Организации. 2.4. Состав ППк: председатель ППк - заместитель руководителя Организации, заместитель председателя ППк (определенный из числа членов ППк при необходимости), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь ППк (определенный из числа членов ППк). 2.5. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности. 2.6.Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение 2). Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 2.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении (приложение 3). Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 2.8. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК)1) оформляется Представление ППк на обучающегося (приложение 4). Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. 3. Режим деятельности ППк 3.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Организации на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний. 3.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые. 3.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения обучающихся. 3.4. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников Организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. 3.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации обучающегося. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося. 3.6. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно. 3.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется Организацией самостоятельно. 4. Проведение обследования 4.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося. 4.2. Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников Организации с письменного согласия родителей (законных представителей) (приложение 5). 4.3.Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк. 4.4. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк. 4.5. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости). 4.6.По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк разрабатываются рекомендации. 4.8. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося. 5. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого - педагогического сопровождения обучающихся 5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе: разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в Организации учебный год / на постоянной основе. другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации. 5.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе: предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации. 5.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации2могут включать в том числе: проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося; другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации. 5.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей) Приложение № 1 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме, утвержденному приказом по МБДОУ № 54 г. Калуга От 15.10.2019 № 269а/01-05 Документация ППк 1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк; 2. Положение о ППк; 3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год; 4. Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме: № Дата Тематика заседания * Вид консилиума (плановый/внеплановый) * - утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению обучающихся с особыми образовательными потребностями; проведение комплексного обследования обучающегося; обсуждение результатов комплексного обследования; обсуждение результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с обучающимся; зачисление обучающихся на коррекционные занятия; направление обучающихся в ПМПК; составление и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов (по форме определяемой образовательной организацией); экспертиза адаптированных основных образовательных программ ОО; оценка эффективности и анализ результатов коррекционно-развивающей работы с обучающимися и другие варианты тематик. 5. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума по форме: № п/п ФИО обучающегося, класс/группа Дата рождения Инициатор обращения Повод обращения в ППк Коллегиальное заключение Результат обращения 6. Протоколы заседания ППк; 7. Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение (В карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение консилиума, копии направлений на ПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об обучении ребенка в классе/группе, данные по коррекционной-развивающей работе, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с обучающимся). 8. Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме: № п/п ФИО Дата Цель обучающегося, рождения направления класс/группа Причина направления Отметка о получении направления родителями Получено: далее перечень документов, переданных родителям (законным представителям) Я, ФИО родителя (законного представителя) пакет документов получил (а). « » 20 г. Подпись: Расшифровка: Приложение № 2 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме, утвержденному приказом по МБДОУ № 54 г.Калуга От 15.10.2019 № 269а/01-05 Протокол заседания психолого-педагогического консилиума муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 54 города Калуги «______» _______ 20_____ г. № _____-ппк г. Калуга Председатель – Секретарь – Присутствовали: члены ППк Учитель-логопед Пелагог-психолог Воспитатель группы № __ _____________________. Родитель ____________________ воспитанника _________________ Отсутствовали: _____ человек. ПОВЕСТКА ДНЯ: 1. СЛУШАЛИ: __________________________ – представила информацию воспитаннике __________________________ ВЫСТУПИЛИ: По существу доклада замечаний и вопросов не поступило. РЕШИЛИ: Провести обследование воспитанника ______________________ 2. СЛУШАЛИ: _______________________ педагога-психолога. – изложила условия и процедуру обследования. ВЫСТУПИЛИ: По существу доклада замечаний и вопросов не поступило. РЕШИЛИ:_____________________________________________________________ составили индивидуальные заключения по итогам обследования ____________________________________________________________________________ воспитанника 3. СЛУШАЛИ: учителя-логопеда. – подвела итоги обследования, рекомендации________________________________________________________________. РЕШИЛИ: Оформить коллегиальное заключение для ________________________________________ Приложения: 1) характеристики ___________________.; 2) ___________________________________________ Председатель ПМПк _________________/ (подпись) / (расшифровка подписи) Секретарь ПМПк _________________/ (подпись) Члены ППк ./ (расшифровка подписи) _____________/ (подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи) _____________/ / / предложила Приложение № 3 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме, утвержденному приказом по МБДОУ № 54 г.Калуга От 15.10.2019 № 269а/01-05 Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 54 города Калуги « ______» ______ 20___ № _________ Общие сведения Ф. И. О. воспитанника: Дата рождения воспитанника: Группа: Образовательная программа: АООП ДО Причина направления на ППк: Коллегиальное заключение ППк <…> Рекомендации педагогам <…> Рекомендации родителям <…> Приложение: 1) план коррекционно-развивающей работы; 2) индивидуальный учебный план для воспитанника. / Председатель ПМПк _________________/ (подпись) / (расшифровка подписи) Секретарь ПМПк _________________/ (подпись) ./ (расшифровка подписи) Члены ППк _____________/ (подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи) _____________/ ./ / С решением ознакомлен(а) подпись и Ф. И. О. (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен(на) / подпись и Ф. И. О. (полностью) родителя (законного представителя) С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: подпись и Ф. И. О. (полностью) родителя (законного представителя) Приложение № 4 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме, утвержденному приказом по МБДОУ № 54 г Калуга От 15.10.2019 № 269а/01-05 Управление образования города Калуги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 54 города Калуги Представление психолого-педагогического консилиума на воспитанника для предоставления на ПМПК (Ф. И. О., дата рождения, группа) Общие сведения: – дата поступления в образовательную организацию; – программа обучения (полное наименование); – форма организации образования: 1) в группе: группа – общеразвивающая, присмотра и ухода, 2) на дому; 3) в форме семейного образования; 4) сетевая форма реализации образовательных программ; 5) с применением дистанционных технологий; – факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другой группы, межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе индивидуального учебного плана, надомное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков обучения и др.; – состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок: родственные отношения и количество детей/взрослых); – трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами – в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее чем три года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком). Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации: 1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало). 2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает). 3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная. 4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации. 5. Динамика освоения программного материала: – программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП); – соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы, или для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения), или для обучающегося по программе основного, среднего, профессионального образования: достижение образовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, др.), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, психологом). 8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать) (занятия с логопедом, психологом, воспитателем – указать длительность, то есть когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение заданий этих специалистов. 9. Характеристики взросления: – хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для воспитанника, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний, например запретили родители, исключили из кружков, перестал заниматься из-за нехватки средств и т. п.); – отношение к детскому саду ( любимые воспитатели, интересные занятия, образовательная деятельность, игровая, свободная); – отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); – характер общения со сверстниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); – значимость общения со сверстниками в системе ценностей овоспитанника (приоритетная, второстепенная); – способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»); – самосознание (самооценка); – особенности психосексуального развития; – отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена); Поведенческие девиации: – наличие самовольных уходов из дома; – проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к животным), склонность к насилию; – оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает наоборот); – сквернословие; – проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать); – отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость); – повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных групп сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.); – дезадаптивные черты личности (конкретизировать). 10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать). 11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы. Дата составления документа. Подпись председателя ППк. Печать образовательной организации. Приложение № 5 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме, утвержденному приказом по МБДОУ № 54 г. Калуги От 15.10.2019 № 269а/01-05 Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психологопедагогического обследования специалистами ППк Я, __________________________________________________________________, паспорт номер _________________ серия _____________ выдан _____________ кем ______________________________________________________________________, являясь родителем (законным представителем) ___________________________________ «_____» _______ 20______года рождения, воспитанника группы __________, выражаю согласие на проведение психологопедагогического обследования. _______________________ «_____» _____ 20___ __________________ (дата) (подпись) (расшифровка подписи)